Путеводители
Опыт
Подборки
Инструкции
Как я не поднялась на второй вулкан Индонезии

И это нормально.

Вулкан Ринджани — второй по высоте в Индонезии. А ещё там внутри большого кратера есть маленький: это очень необычно и красиво.

Меня зовут Татьяна Носова, я живу на Бали. Однажды я попыталась подняться на Ринджани — сейчас расскажу, как это было.

Перед восхождением

Вулкан находится на острове Ломбок рядом с Бали.

Я приехала поближе к вулкану за день до выхода в путь. Но можно и не тратить лишний день: в моей группе из пяти человек была пара ребят, которые проснулись в четыре утра на соседнем острове Гили, отправились в путь на пароме, доехали до места на машине и прошли весь путь довольно бодро.

В этот день можно было сходить на ближайшие водопады и познакомиться с другими путешественниками.

Вечером был сбор, где чуть подробнее рассказали про поход. Тут же можно было арендовать всё необходимое — а также оставить вещи, которые взяли с собой, но в поход брать не планировали.

Поднимаемся к кратерам

Утро первого дня восхождения началось в 6:30 с завтрака.

Все завтраки в индонезийских походах — жареный блин с бананом и кофе или чаем.

Выезд был запланирован сразу после завтрака, но мы ждали другие группы и в итоге выехали только в 7:40.

Сначала ехали на грузовике ближе к подъёму, затем сдали тесты на ковид за 20 000 рупий, а потом у нас сломалась машина. В путь мы вышли в 9:40.

По дороге я видела жилье совсем близко к началу пути. Так что можно договориться, чтобы вас поселили поближе — так можно начать восхождение пораньше или поспать подольше.

Подъём начался на отметке в 1100 метров, и за день мы поднялись на край кратера — отметку в 2639 метров. Дорога первого дня занимает около семи часов, особых препятствий на пути нет.

До обеда идти приходилось по залитым солнцем полям (жарко и душно). К середине дня появились облака — и поднимались мы по крутой горе, но с прохладой вокруг.

Почему подняться на Ринджани у меня так и не получилось

Во второй день мы встали в два ночи, позавтракали в палатке и поднялись на 1000 метров за 3-4 часа. Вот здесь стало сложнее.

Я — медленный ходок. И если днём это было нормально, потому что можно идти за остальными людьми, то посреди ночи в темноте разделяться не очень хотелось. Гид шёл со мной сзади, но, как только начался подъём, я поняла, что не потяну.

Появились первые признаки горной болезни — я уже знакома с ней. Она наступает в связи с кислородным голоданием и усугубляется утомлением, перепадом температур и погодными условиями.

Первые симптомы — головная боль и тошнота. Если продолжить путь без привыкания к новым условиям, возможны одышка, повышение температуры, рвота, а в тяжёлых случаях — галлюцинации и кома.

Я решила не рисковать и вернулась обратно в лагерь сама. Это тоже было классно — идти одной по тропе в темноте, выискивать её и свою палатку.

В итоге проснулись мы в два ночи, вышли в три — а через 50 минут я вернулась обратно. Ещё через пару часов начало светать: солнце вставало со стороны Балийского моря. Из лагеря за ним наблюдали всего несколько туристов. И я прекрасно провела время.

Что делать в лагере, пока все покоряют вулкан

В это время я наблюдала за обезьянками (а они ждали, когда все начнут уходить, чтобы подъесть упавшую пищу), читала «Степного волка» Германа Гессе (потому что появилась возможность), пила чай с печеньями, пыталась найти способ общения с носильщиками, совсем не говорящими по-английски, и смотрела, как облака всё выше поднимались к лагерю.

Первые группы стали спускаться с 7:00, а через пару часов уже уходили дальше. Ближе к 10 утра стали приходить и остальные.

Утренний подъём на пик трудный. Кто-то устанет, у кого-то проявятся старые травмы, а кто-то не сможет вовремя определить горную болезнь. Или все просто устанут. Так было и у меня.

Мне удалось договориться, чтобы меня объединили с другой группой, которая сильно задержалась — один из участников спускался с пика уже пятый час. В итоге, из двух групп из шести человек дальше в путь отправились только три.

После обеда: спуск с заходом к озеру

Обычно спуск начинается до 10 утра с обедом у озера. Мы вышли после ланча только в 13:30 — облака уже поднялись, видимость стала ниже. Это не совсем правильно — так опаснее, а видов на вулкан и озеро нет. С другой стороны, в таких условиях идти не жарко и довольно загадочно.

На спуске в какой-то момент стало очень весело и легко из-за возвращения в организм кислорода. На самом деле спускаться не всегда легче, чем подниматься — очень большой «привет» коленкам. А ещё вниз попросту бывает страшнее идти.

Тропа спуска идёт по очень крутым каменным тропам — не отвесным, но вертикальным, поэтому очень нужны сильные руки и баланс.

Здесь всё сухое, песочное и каменное. На полпути тропа стала более гладкой и началась «саванна»: появились деревья и трава. Спуск у нас занял два часа — чаще на это уходит три.

На озере отдыхали и рыбачили индонезийцы. Мы с командой уже торопились — хотели как можно больше пройти сегодня, чтобы потом поменьше двигаться (местные пугали 11 часами на третий день). Поэтому в озере не купались, а вот от горячих источников не удержались. И правильно сделали — как будто появилось второе дыхание.

Последние полчаса шли в темноте, с фонарями. Ноги и глаза уже были не так уверены — стоило выйти пораньше и успеть до темноты. Зато спали мы прекрасно.

Третий день начался в семь утра. Путь предстоял по куда более зелёной местности — в какой-то момент даже начались джунгли. Там много лестниц, верёвок, опоры на ветки, скольжений по песку и проходов по обрывам.

Честно, я получила большой кайф. Но мой секрет — хорошие ботинки. Ещё тут было бы классно иметь и походную палку.

По этой тропе всегда поднимается много индонезийцев: они все желали нам хорошего дня, спрашивали, откуда мы, учили местным словам, угощали фруктами и вообще о нас заботились.

Наш путь на третий день занял шесть часов. В конце за нами приехал грузовичок и подбросил в деревню, где мы начинали путь. Как только мы собрались, на машине нас всех отвезли кому куда было нужно.

Например, к новым приключениям.

Что нужно знать тем, кто захочет повторить маршрут

На вулкан можно подняться по двум схемам: за три дня и две ночи или два дня и одну ночь. Я шла три дня — но первые полтора дня у обеих групп одинаковые.

Можно записаться в общую группу или взять личный тур — он дороже, но с ним вы идёте по своему расписанию.

Групповые туры отправляются в путь каждый день, они собирают группы не больше восьми человек. Такие варианты дешевле и дают простор для нетворкинга и опыта настоящего похода без излишеств. Если заказывать частный тур, придётся зависеть от других людей, гид будет лучше говорить по-английски, а в пути — лучше кормить.

Выгоднее покупать путёвку в Индонезии: за границей они в 2-3 раза дороже, но предлагают то же самое.

Носильщики и гиды на месте все время слушают музыку с телефонов и очень много курят. А также на пути вы встретите немало мусора. Ещё восхождению могут помешать задержки — с ними ничего не сделаешь.

Зато все участники похода очень поддерживающие и заботливые. Гид несёт перекусы и сигареты и, возможно, угостит местным рисовым алкоголем. Все говорят не переживать и отдыхать сколько надо. Это каникулы — самое время отдыхать и смотреть на вулкан, водопады, рассветы и закаты.

Что брать с собой

• Тёплую куртку, кофту с длинным рукавом, длинные штаны и шапку.
  • Налобный фонарь.
  • Удобные и хорошие ботинки. Местные проходят весь путь в шлёпанцах и с 40-60 килограммами наперевес, но вам так делать не надо: путь довольно трудный, каменистый и скользкий.
  • Салфетки и санитайзер.

Палатки, коврики, еду и воду несут портеры (носильщики). Они же готовят еду на местах остановок.

Что не брать с собой

• Шлёпанцы. Их носить некогда, а на горе уже холодно и свои ботинки снимать не хочется.
  • Свою ёмкость для воды. Каждый день каждому туристу выдают полуторалитровую бутылку.
  • Спальник, пенки и всё походное — тоже можно найти перед выходом в путь.
  • Дождевик. Нам сказали, что тут не бывает дождей.
  • Книжки, альбомы и все прекрасное для досуга. На него просто нет времени.