Путеводители
Опыт
Подборки
Инструкции
Сколько стоит поездка в Витебск на выходные

В этом небольшом белорусском городе можно увидеть скрипку в форме Эйфелевой башни и узнать, куда шагал Шагал.

Меня зовут Аня, и недавно мы с молодым человеком решили съездить на родину художника-авангардиста Марка Шагала — в Витебск. Это было довольно спонтанное решение: накануне мы сходили в Новую Третьяковку, вдохновились его работами и решили вживую увидеть город, где он родился и провёл юность.

В этой статье я расскажу, удалось ли нам влюбиться в Витебск так, как в картины Шагала, и сколько стоило наше короткое путешествие.

Валюта Беларуси — белорусские рубли, на август 2024 года 1 белорусский рубль стоил примерно 29 российских рублей. Мы расплачивались картой «Мир» по чуть менее выгодному курсу. В некоторых банкоматах, например, «Альфа-Банка», с российских карт также можно снять наличные.

Билеты до Витебска и транспорт

Вокзал в Витебске

Чтобы попасть в Беларусь, вам не понадобится загранпаспорт: въехать можно по российскому.

В Витебск, который находится на северо-востоке Беларуси, мы добирались на поезде из Москвы. Туда ходит только один рейс в день, так что вариантов у нас было не так много: выехали мы в пятницу вечером, а в 5 утра субботы (как бы ужасно это ни звучало) уже были в Витебске. Билеты туда-обратно на двоих обошлись в 16 тысяч рублей.

Вообще, есть ещё один вариант добраться до этого города: сначала долететь до Минска, а уже оттуда доехать до Витебска на поезде. Это идеальный способ посетить несколько точек за одну поездку. Но у нас такой цели не было, потому что мы подстраивали путешествие под наш рабочий график.

Улица в Витебске

Витебск — совсем небольшой город, так что перемещаться в центральной части удобнее всего пешком. Чаще всего мы так и делали: например, от железнодорожного вокзала примерно за 20 минут дошли до старой части города, которая расположена на другом берегу Западной Двины.

Изредка всё же приходилось пользоваться такси, но цены на него оказались гораздо приятнее московских. Стоимость одной поездки в среднем составляла от 5 до 11 белорусских рублей (140-300 российских).

Итого на билеты и передвижение по городу: 17 тысяч российских рублей.

Проживание

Вид на Витебск

Не мы одни решили провести выходные в Витебске, поэтому когда я начала искать жильё, то вариантов оказалось совсем немного. Свободных отелей не осталось вообще — только апартаменты. Поэтому совет: бронируйте номера минимум за три недели до поездки. Мы смотрели за две, и этого оказалось мало.

В итоге мы смогли найти милую квартиру с приятным ремонтом и хорошими отзывами в центре за 160 белорусских рублей за ночь (около 4 600 российских). Единственным минусом оказалось то, что она находилась на первом этаже — настолько низком, что окно при желании могло заменить дверь. Ещё она была доступна только с субботы на воскресенье, а мы хотели заехать пораньше, так как приезжали в Витебск в 5 утра.

На моменте планирования поездки мы подумали, что это нестрашно и можно будет скрасить ожидание заселение прогулкой по городу. Но после восьми часов дороги на тесных боковушках плацкарта эта идея перестала казаться такой хорошей, и нам пришлось экстренно искать свободные апартаменты недалеко от вокзала. За комнату на утро субботы мы доплатили ещё 4 тысячи российских рублей.

Ещё больше вариантов жилья, где можно восстановить моральное равновесие после плацкарта, ищите в разделе Отели на Авиасейлс.

Итого на проживание: 8 600 российских рублей.

Кафе и рестораны

Пешеходная улица в Витебске

Мы с молодым человеком очень любим вкусно поесть, поэтому перед тем, как отправиться в Витебск, внимательно смотрели рекомендации и читали отзывы на картах. Вот список мест, которые оправдали наши ожидания.

Важная ремарка: задачи съесть все драники города за эти все выходные у нас не было, потому что мы уже были в Беларуси и закрыли этот гештальт. Так что в этой подборке — локации не только с национальной кухней, но и с классической европейской.

«Кукуха»
Сюда мы ходили завтракать в оба дня. В кафе вкусный кофе, разнообразное меню, приятный интерьер. За завтрак на двоих плюс кофе выходило в среднем 1 500-2 000 российских рублей.
«Витебский трактир»
Здесь мы ужинали в субботу: расположились на террасе, но успели увидеть и своды XIX века внутри заведения. В меню есть национальные блюда (например, те же драники), но акцент сделан на европейскую кухню. Было вкусно, сытно, но дороже, чем в других кафе и ресторанах, которые мы успели посетить. А ещё многолюдно, так что лучше бронировать места заранее. За полноценный ужин с закусками и напитками мы заплатили около 5 тысяч российских рублей.
«Лямус»
Это ресторан-пивоварня, где можно познакомиться с белорусской кухней и полюбоваться деревянными интерьерами в традиционном стиле. Мы взяли несколько закусок и горячее: сало, грибы, борщ и уху. За всё заплатили примерно 3 тысячи российских рублей.

Итого на кафе и рестораны: 13 500 российских рублей.

Развлечения и достопримечательности

Главной целью нашей поездки было погулять по центру Витебска, посмотреть на домики и церкви, расположенные вдоль реки. И, конечно, посетить дом-музей Марка Шагала и арт-центр с его работами. Мы растянули этот план на целые выходные, хотя все основные достопримечательности города при желании уместятся и в один день.

Городская ратуша

Ратуша в Беларуси

Как я уже писала выше, Витебск — город небольшой, но очень древний: в этом году ему исполнилось 1 050 лет. Во времена Марка Шагала Витебск находился в черте оседлости (то есть на его территории можно было постоянно жить евреям). Сейчас в память об этом куранты на местной ратуше отбивают еврейскую мелодию «Семь-сорок».

Ратуша находится в центре Старого города, на высоком берегу Западной Двины. Можно подняться на смотровую площадку, а можно рассмотреть её снаружи, как сделали мы.

Кстати, через Старый город пролегает пешеходная улица Суворова — пожалуй, самая необычная из тех, на которых мы были. Она аккуратная, ухоженная, но по ней почти никого нет (разве что в той части, где находятся кофейни и рестораны). Объяснения этому феномену мы не нашли.

Дом-музей и Арт-центр Марка Шагала

Дом-музей Шагала

В субботу мы пошли в дом Марка Шагала, ради посещения которого и затевалось наше путешествие. Интерьеры внутри воссозданы по рисункам самого Шагала и примерам типичного убранства еврейских домов того времени. Однако большинство вещей в доме не принадлежали семье художника, потому что здание сильно пострадало во время Второй мировой войны. Рисунки в доме также не оригиналы, а репродукции.

Зато во дворе под яблоней расположился красивый памятник, посвящённый художнику. Шагал сидит на лошади, которую часто изображал на своих картинах, и держит в руках скрипку в виде Эйфелевой башни (большую часть жизни он прожил в Париже) с панорамой Витебска на ней.

Памятник Шагалу

Вход в дом-музей стоил 5 белорусских рублей (145 российских) с человека, экскурсия — ещё 20 рублей за группу (около 600 российских). Я очень рекомендую брать именно с экскурсией, так как без неё будет не так увлекательно.

Интересный факт: в мире есть всего два музея, посвящённых Марку Шагалу. Один находится в Витебске, а второй — в Ницце.

После посещения дома-музея было интересно погулять по бывшему еврейскому кварталу: там сохранились краснокирпичные здания XX века. Мы прошлись по улицам Революционной, Красина и Покровской. На пересечении Покровской и Революционной, кстати, есть ещё один памятник Марку Шагалу.

На следующий день мы также забежали в Арт-центр Шагала, где уже можно было посмотреть на оригинальные работы. Только помните, что все знаменитые полотна мастера, включая «Прогулку» и «Над городом», хранятся в других музеях, а здесь получится увидеть только графику и литографии. Вход стоил 7 белорусских рублей (200 российских) с человека.

Собор Святой Варвары

Костел в Витебске

В Беларуси много католиков, по разным данным — от 10 до 15 процентов от всего населения. Естественно, в Витебске тоже есть свой костёл — собор Святой Варвары, на который мы съездили посмотреть совершенно бесплатно.

Он находится чуть вдалеке от центра города и свой нынешний вид в неоготическом стиле приобрёл в конце XIX века. Во Вторую мировую войну здание было частично разрушено, а после стояло заброшенным. Реконструкция началась только в 1990-е годы. В качестве материалов мастера использовали разбитые старые плиты с католического кладбища — в основании собора всё ещё хорошо различимы имена витебчан, живших 150 и даже 200 лет назад.

Кирпичная стена с кладбища

Бонус: шопинг-тур

Помимо культурной программы, мы не могли не прикоснуться к ещё более прекрасному — белорусскому трикотажу. У нас есть традиция: каждый раз из поездок мы привозим себе и друзьям носки со смешными принтами. Беларусь не стала исключением.

И если вы сейчас подумали, что это звучит странно, то вы никогда не были в магазине брестских носков — там можно найти много всего интересного. На весь этот невероятный шопинг (включая покупку свитшота с отсылкой на одну из картин Шагала) мы потратили 6 500 российских рублей.

А подробнее про правила заграничного шопинга и то, куда можно поехать за покупками из России, читайте здесь!

Итого за развлечения и достопримечательности: 7 560 российских рублей.

Впечатления от поездки

Вид на Витебск

Мы остались довольны нашим небольшим путешествием: Витебск оказался очень живописным и уютным городом (во всяком случае в центре), хотя полюбить его так, как творчество Шагала, у нас не получилось. Но вид с речки на зелёные холмы и симпатичные кирпичные дома запомнился надолго, и было здорово хотя бы ненадолго ощутить себя героями картин одного из наших любимых художников. Хотя, естественно, с начала XX века многое в городе изменилось.

Итого на поездку в Витебск на двоих мы потратили 46 660 российских рублей.