Путеводители
Опыт
Подборки
Инструкции
После жизни в вечном лете я соскучилась по зиме — и нашла её в горах Азербайджана

Рассказ про курорт Шахдаг и его окрестности.

Привет, меня зовут Аня, и вот уже больше двух лет как мы с мужем живём в Азербайджане. Те, кто бывал в Баку, знает, что зимой риски осадков здесь минимальны. Так что в один прекрасный день мы соскучились по снегу и поехали искать его в горные районы. Я расскажу, как это было.

Что такое Шахдаг

«Мы соскучились по снегу!» — говорили мы. «О! Ну это вам в Шахдаг надо!» — отвечали наши азербайджанские друзья.

Шахдаг в переводе с азербайджанского означает «Царь-гора» — это горная вершина в восточной части Кавказа. В 2012 году неподалёку был открыт Шахдагский зимне-летний туристический комплекс. Зимой сюда приезжают кататься на лыжах, а летом — ходить в пешие походы, кататься на лошадях и на зиплайне.

На самом деле, когда говорят «съездить в Шахдаг», подразумевают обычно весь Губинский район Азербайджана, в котором есть много чего интересного. Имейте в виду — дорожное покрытие по пути сюда требует особого внимания водителя (оно разбито бесконечными фурами, едущими в Россию и из неё).

Наземные границы Азербайджана по-прежнему закрыты в связи с антиковидной политикой. Поэтому приехать в Азербайджан на машине через сухопутную границу или отправиться дальше на авто (например, в Грузию) не выйдет. Карантинный режим продлевается каждый два месяца — следите за новостями.

Как ездить по Азербайджану

Для путешествий по стране мы всегда арендуем машину: общественный транспорт ходит только до крупных городов и посёлков. Дороги в Азербайджане хорошие — ездить по ним одно удовольствие. Виды по пути — захватывающие, поэтому машина — идеальный вариант для путешествия пары или семьи.

Мы всегда арендуем машину в сервисе «Караван», и проблем у нас не было. Да, цены здесь сравнительно выше других рентал-сервисов в Баку, зато вы точно знаете, что получите ту машину, которую забронировали, вам не навяжут дополнительных услуг, а все документы будут оформлены правильно (что, кстати, важно, потому что местные службы ДПС могут остановить арендованные авто для дополнительных проверок). Плюс ко всему, у ребят есть услуга — за небольшую дополнительную плату они доставят машину по нужному вам адресу перед началом аренды. Аренда авто от двух дней за машину эконом-класса начинается от 80 манат в сутки (около 4300 рублей).

Но на общественном транспорте тоже ок: наши друзья ездили на горнолыжку в Шахдаг на автобусе, груженые сноубордами и лыжами, и остались довольны. Билет на человека от Бакинского Международного Автовокзального Комплекса до станции Гусары стоит 6,40 манат (370 рублей), а оттуда на такси до горнолыжного комплекса за 25 минут — где-то 25-30 манат (1 400-1 700 рублей). Автобусы ездят по расписанию.

День 1: «Конфетные горы» и бесконечный чай

шахдаг 1.jpg

Если ехать из Баку напрямую в сторону Шахдага, то можно добраться до конечного пункта за 3 часа без остановок. Азербайджан территориально небольшая страна, и до всех приграничных точек можно доехать за 6-7 часов с короткими остановками. Из-за этой компактности за 2,5 года жизни здесь мы с мужем и друзьями объездили, пожалуй, все основные направления во все сезоны.

шахдаг 2.jpg

По пути в сторону Шахдага есть много ярких туристических точек. Мы заехали на гору Бешбармаг («Пять пальцев»), которая находится на территории заповедника в часе езды от Баку по живописному серпантину. Мы припарковались у подножия и поднялись на вершину горы, где есть маленькая молельная комната для паломников. Вид в ясную погоду — шикарный. Местные жители часто выпускают здесь на пастбище лошадей, которые бегают по полям. Это просто заставка Windows! А ещё Бешбармаг известен как отличное место для бёрдвотчинга.

горы азербайджана.jpg

Потом мы заехали посмотреть на «леденцовые», они же Агатовые горы Хызы. Горы получили своё название из-за необычного цветового рисунка, напоминающего полоски леденцов. Полосы вызваны воздействием подземных вод с различной концентрацией природных минералов, таких как оксид железа и сера — они придали горам красные, оранжевые, жёлтые и белые оттенки.

Лайфхак: приезжайте на горы на рассвете или закате, тогда цвета будут ярче и насыщеннее, а туристов в разы меньше. Не обольщайтесь фотографиями из интернета — в жизни цвета нейтральнее, но всё равно это очень красиво!

Поскольку мой муж по профессии геолог, то, конечно, без мини-лекции не обошлось. Мы нашли останки окаменелостей мелового периода. Таких геологических мест в мире очень мало, так что это 100% must see.

Люди и еда

Самое главное в автопутешествии по Азербайджану — никуда не спешить и не бояться есть в самых неприметных уличных кафе. Знакомая бакинка однажды сказала мне: «Я когда езжу по Азербайджану, у меня правило: чем хуже выглядит место, тем вкуснее там еда!» С небольшими поправками, я соглашусь. Когда мы выезжаем на выходные, с удовольствием останавливаемся в придорожных кафе, покупаем кукурузу, которую варят прямо на трассе, и пьем чай в богом забытых закаулках. По мере удаления от Баку усиливается и языковой барьер, русскую речь понимают хуже, а говорят на русском практически единицы. Но это не проблема! Азербайджанцы очень радушные люди, и если при входе в кафе вы скажете Salam (Салам, «Привет») и Necəsiz (Неджесиз, «Как у вас дела?»), вас сразу примут как родного гостя. В придорожных кафе обычно нет меню, но можно заказать что-то простое: куриный шашлык («тойук кебаб»), мясной люля («эт люля-кебаб»), хлеб из печи («тендир чорек»), чобан-салат, мангал-салат, кутабы и, конечно, чай.

Мой муж любит демонстрировать свои знания азербайджанского, что часто вызывает у местных жителей удивление. Однажды мы остановились в ресторане по пути и заказали салат и баклажанные рулеты, а в итоге получили пиццу и говяжью вырезку. Оказалось, что после того как мы сделали заказ официант вернулся к нам и быстро что-то объяснил на азербайджанском, но мы стеснительно кивнули и сказали Bəli ("да"), не совсем понимая, что нам сообщили, что заказанных блюд, к сожалению, нет и нам предлагается замена. Урок на будущее — не стесняйтесь уточнять, если что-то непонятно, и смело пользуйтесь переводчиком.

День 2: Губинский район и Шахдагский курорт

Мы отправились в Шахдаг в январе, чтобы найти снег, и это было нашей главной задачей. Когда мы выезжали из пустынной части Хызынского района, пейзаж за окном стал постепенно меняться: больше деревьев, больше зелени, и, наконец, снег! Проезжая Губу и Гусары, мы решили не останавливаться в маленьких поселках — там делать особо нечего, разве что можно купить гранатовый сок или хурму у местных бабушек вдоль дороги. Наш путь лежал прямо к Шахдагскому горнолыжному курорту, где мы забронировали проживание в Park Chalet, Shahdag. Цены за проживание там, конечно, кусаются — но если выбрать подходящий день, можно остановиться за 238 манат/сутки (примерно 13 000 рублей на октябрь 2024) за двухместный номер с видом на горы. Для пятизвёздочного отеля со спа-центром в разгар горнолыжного сезона это вполне приемлемо.

Наши друзья останавливались в апарт-отеле Gaya Residences за 150 манат в сутки (около 8 000 рублей). У них были огромные апартаменты с панорамными окнами, и они остались очень довольны. Курортная территория Шахдага обустроена просто на высшем уровне: здесь есть кинотеатр, рестораны, уличные диджеи, каток, родельбан — всё, как на Красной Поляне, только людей намного меньше.

Мы приехали сюда не для горнолыжки, а просто насладиться природой. Поэтому решили доехать до водопадов Лаза — крошечного поселка в 10 минутах езды. Наше авто было без зимней резины («Зачем она вообще в вечно летнем климате Азербайджана?») и мы почему-то решили что это ок и рванули сразу по снежным горным дорогам и моментально ускользили колесами в снег на абсолютно безлюдной дороге. Каким-то чудом минут через 10 возле нас остановился местный житель и стал помогать выталкивать машину, а еще минут через 5, каким-то чудом проезжала патрульная машина ДПС, которая окончательно помогла нам выбраться. Это, к слову, об Азербайджане в целом! Здесь тебя стопроцентно не бросят в беде и выручат даже если спешат по делам. В Лазу мы уже шли пешком и просто наслаждались заснеженными горами и замерзшими водопадами.

Погода в горах

Если в Баку в январе средняя дневная температура +7-10 градусов тепла, то в горах где-то от +4 до -3, которые ощущаются довольно тепло не смотря на снег. Но с погодой в горах никогда не угадаешь: однажды мы приехали на другой горнолыжный курорт — Туфандаг — в апреле, и на следующее утро проснулись, обнаружив машину под метровым слоем снега. Местные жители были так же удивлены, как и мы.

Что ещё посмотреть

Вообще, если бы мы чувствовали себя более рискованными, мы бы поехали смотреть закрытый замерзший водопад Гур-гур (Gur-gur) в деревне Гырыз, но на самом деле подход к нему довольно опасный и включает множество резких обрывов. В таких случаях я рекомендую брать местных гидов, объявления которых можно найти в интернете очень много. Они могут за один день на своём авто свозить вас по интересным местам Губинского района и провести в секретные споты, до которых трудно добраться. На самом деле, не пренебрегайте услугами проводников — это люди, которые действительно знают безопасные пути к самым красивым местам в горах и точно определят, где опасно, а где нет.

Для более подробной информации переходите на сайт azerbaijan.travel.