Путеводители
Советы
Опыт
Подборки
Инструкции
Путеводители
Советы
Опыт
Подборки
Инструкции
Как пережить джетлаг

Как пережить джетлаг

Летать через океан мы, может, и научились. А вот объяснить телу, почему его в непривычное время укладывают спать, кормят и выводят на улицу, по-прежнему большая проблема. Что ж, будем решать.

Вы летите через несколько часовых поясов, чтобы заключить сделку века, а вместо этого вставляете спички в глаза и пытаетесь не упасть лицом на стол переговоров? Представляли в самолёте, как бодро бежите на пляж по холодку, но пришлось провести первый день долгожданного отпуска в кровати? Поздравляем, вас догнал он, джетлаг. 

Это не просто модное словечко, это медицинский термин. Наше тело функционирует по внутренним часам, которые регулируют не только время сна и бодрствования, но и чувство голода, и настроение — в общем, более-менее все глобальные процессы в организме. Эти часы привязаны к определённому часовому поясу. Стоит переместиться на пять, семь, десять часов — и всё сломалось. Получается, что джетлаг, зараза, не только заставляет нас просыпаться в пять утра, но и частенько превращает в унылых зомби с запором именно в тот момент, когда мы приезжаем в новую интересную страну. Особенно достаётся тем, кто в силу профессии регулярно скачет из одного часового пояса в другой — пилотам и бортпроводникам. Усталость и сонливость, вызванная джетлагом, для пилота даже является уважительной причиной , чтобы отказаться от перелёта (всем бы так!).  

Поэтому к поездкам в другие часовые поезда стоит готовиться. Как минимум, заложить пару дней на адаптацию, а потом, если есть возможность, приходить в себя ещё несколько суток после возвращения обратно.

Что стоит сделать заранее

Организм с его дурацкими ритмами можно обмануть шторами-блэкаут и таблеткой мелатонина. Мелатонин — гормон, который вырабатывается, когда становится темно и пора на боковую. Поэтому его часто прописывают тем, у кого нарушен режим сна. Если вы настроены серьёзно, можно за неделю до поездки начать сдвигать сон с помощью таблеток мелатонина. Чем раньше вы переведёте часы и начнёте жить по часам пункта своего назначения (с помощью мелатонина или усилием воли), тем лучше. Чтобы рассчитать время, к которому нужно привыкнуть, даже есть специальный сайт (попроще) и приложение (посложнее — оно даже посоветует вам выпить кофе в нужный момент). 

Что делать в самолёте

Как ни странно, может помочь вода. Долгий перелёт способствует обезвоживанию, а обезвоживание — усталости и ужасному самочувствию. Так что пейте воду, и побольше. Заодно разомнетёсь, бегая в туалет. А вот углеводов, солёного, кофе и алкоголя в дороге избегайте. Некоторые даже советуют совсем не есть за 12-16 часов до времени завтрака там, куда вы направляетесь. Говорят, что так делают агенты ЦРУ. Но мы не проверяли — слишком любим самолётную еду.

Направление, в котором вы летите, имеет значение

Джетлаг делится на два вида: когда вы изо всех сил стараетесь заснуть и не можете, и когда вам ни в коем случае нельзя засыпать, а очень хочется. В первом случае вы летели с запада на восток, во втором — с востока на запад. Считается, что на запад лететь проще. 

От направления движения зависят наши взаимоотношения с солнечным светом — он регулирует ритмы сна и пробуждения. Если вы летите на запад, стоит за несколько дней до путешествия начать ложиться спать попозже, и вечером продлевать себе день ярким освещением и/или пребыванием на солнце. И наоборот, при перелёте на восток вам нужно будет сокращать день. Попробуйте несколько дней вставать пораньше, а в самолёте и в день путешествия сократить пребывание на свету. 

Как быть после полёта

Тактика поведения во время джетлага тоже довольно хитрая и зависит от того, что вам требуется: не уснуть раньше времени или заставить себя спать ночью, а не днём. В первом случае могут помочь физические упражнения и прогулка, желательно среди зелени. Проще говоря, расслабон, но не слишком. Классно, если под боком есть бассейн — плавание поможет привести мышцы в порядок после перелёта и восстановить энергию. Ну и, конечно, кофе, друг всех усталых путников. 

Пилот British Airways и автор книги про труды и дни пилота пассажирских самолётов Марк Ванхунакер следует правилу «11 часов»: если он прилетает куда-то до 11 утра, то ложится немного поспать, если после, то терпит до вечера.

Ну а уж если вам нужно уснуть, то здесь человечество не поскупилось на хитрые и не очень изобретения. Затемняющие шторы. Маски для сна. Мелатонин (см. выше). Белый шум — первые пять минут бесит, а потом удивительным образом отрезает вас от всех внешних звуков. На отдыхе появляются и дополнительные приятные варианты: пойти на массаж, искупаться в море, выпить, наконец.

Наконец, слушайте своё тело. Кому-то перестроиться на новый режим помогают люди, для которых этот режим уже вошёл в привычку. Они, не откладывая в долгий ящик, идут выпить с друзьями или смотреть достопримечательности и жить полной жизнью. Кому-то будет приятнее окуклиться в номере гостиницы и выйти в свет уже свеженьким. 

А есть и те, кому сбитый режим даже доставляет удовольствие. Потому что кто по доброй воле пойдёт на пляж в пять утра? Или будет гулять по ночным улицам нового города и встретит на этих улицах рассвет? Только тот, кому не спится! Главное, не дать проблеме демотивировать вас: циркулярные ритмы — дело наживное. На то, чтобы всё пережить, уходит обычно всего пара дней.  

Напоследок — несколько лайфхаков от сотрудников Авиасейлс

  • С момента попадания в самолёт постарайтесь максимально быстро перестроиться под локальное время места назначения. Если там ночь — поспите, закинувшись мелатонином. Если утро — подремлите немного, потом постарайтесь бодрствовать, чтобы на месте быстрее войти в локальный режим.
  • Для засыпания поможет «белый шум» в наушниках.
  • Другой вариант — приложение Endel. Это генеративная музыка под разные жизненные ситуации. Включите режим «для сна» и телепортируйтесь в прекрасный мир.
  • Пончо — его удобно использовать как плед/подушку.
  • Купите на AliExpress гамак для самолетного кресла. Гениальная вещь.

Ещё больше по теме

Больше полезного