С животным в аэропорту: как пройти ветконтроль и сдать питомца в багаж
И что делать, если после полёта что-то пошло не так.
Настал день путешествия. Вы нервничаете, питомец нервничает, но ехать в аэропорт придётся. Расскажем, что делать на каждом этапе, чтобы вы и ваше животное точно смогли улететь.
Этот текст — часть большого гайда про путешествия с животными. Мы подготовили его совместно с Teddy Food — благотворительным фондом помощи животным. Поддержать бездомных собак и кошек можно тут.
До приезда в аэропорт
Если ваша собака или кошка обычно нервничает перед поездками, то перед перелётом лучше сходить к ветеринару. Врач может рекомендовать седативные препараты или другие методы снижения стресса конкретно у вашего питомца.
По прибытии в аэропорт
Только некоторые авиакомпании разрешают зарегистрироваться на рейс онлайн, если вы летите с животным.
Если вы отправляетесь за границу, то по прибытии в аэропорт вам нужно будет пройти ветеринарный контроль. Он находится в отдельной части аэропорта. Поэтому лучше приехать в аэропорт заранее — за 4-5 часов до вылета.
- При входе в аэропорт и в пункте досмотра багажа придётся пропустить переноску через рентгеновский аппарат. Животное на это время нужно будет достать из неё, поэтому есть смысл ещё дома надеть на питомца поводок c ошейником или шлейкой.
- Если вы летите за границу, то сразу направляйтесь с питомцем и документами на него в пункт пограничного ветеринарного надзора. Лучше заранее узнайте, где он находится, чтобы не бродить по зданию. А ещё уточните часы работы ветнадзора — есть аэропорты, где он работают не круглосуточно (вдруг у вас ночной рейс).
- В ветпункте проверят паспорт животного и необходимые ветеринарные сертификаты (сертификат Ф1 Таможенного союза, если вы едете в Армению, Казахстан, Кыргызстан либо Беларусь; ветеринарное свидетельство Ф1 для стран СНГ, если вы едете в Азербайджан, Молдавию, Таджикистан либо Узбекистан; ветеринарное свидетельство Ф1 для обмена на другие справки, если вам необходимо поехать в любую другую страну).
- Чтобы сэкономить время, заявку на вывоз животного можно оформить онлайн на сайте Россельхознадзора. Инструкции по заполнению заявки на электронный сертификат есть на сайте ВетИС.
Регистрация на рейс с животным
Из ветпункта вы проходите к стойке регистрации на рейс. Здесь вместе с прочим вашим багажом взвесят переноску с питомцем внутри.
Затем у вас проверят ветеринарные документы и, если вы не оплачивали услугу провоза животного заранее, выпишут квитанцию и направят в кассу. Посадочные и багажные талоны вам не выдадут, пока не заплатите за транспортировку животного.
После оплаты кассир выпишет вам бумажный билет на питомца. С ним вы возвращаетесь на стойку регистрации и без очереди получается посадочные и багажные талоны.
Особенности регистрации, если вы летите с пересадками
Если вы летите хотя бы с одной пересадкой, можно оплатить за провоз животного либо сразу по всему маршруту, либо посегментно — когда в аэропорту транзита вы заново регистрируете питомца и оплачиваете следующую часть пути. У каждого способа есть свои плюсы и минусы.
Оплата перевозки питомца сразу по всему маршруту
Плюсы:
- Пройти регистрацию один раз очевидно удобнее, а кроме того — экономнее.
- Этот способ регистрации и оплаты идеален, если питомец летит с вами в салоне.
Минусы:
- Если животное летит багажом, вы не сможете забрать его на время трансфера и даже увидеться с ним: все время пересадки питомец проведёт на складе вместе с другим багажом транзитных пассажиров.
Оплата перевозки питомца отдельно за каждый рейс маршрута
Плюсы:
- Если питомец летит багажом, вы сможете забрать его на время пересадки. Особенно это важно, если у вас долгая стыковка между рейсами.
Минусы:
- Платить за питомца на каждой пересадке дороже, чем оплатить один раз за весь маршрут.
- Прилётся тратить время (и, возможно, нервы) на новую новую регистрацию.
- Если пересадка в заграничном аэропорту, то для регистрации питомца нужно будет выйти из зоны вылета. А значит — вам придётся снова пройти таможенный контроль.
Посадка на рейс
Дальнейшие действия зависят от того, куда вы летите и где в самолёте будет ваш питомец.
Если животное летит в салоне
Вы с животным и всеми документами на него проходите в зону вылета. Декларировать животное на таможне не требуется. Ваш путь лежит через зелёный коридор.
Если животное летит в багажном отсеке
Вы с питомцем и его контейнером направляетесь в пункт приёма негабаритного багажа.
Не волнуйтесь, животное не полетит вместе с чемоданами. Остальной багаж отделен от клеток и контейнеров и надежно закреплен, поэтому во время перелёта ни сумки, ни переноски с питомцами двигаться не будут.
Сотрудник аэропорта проверит, соответствует ли переноска всем требованиям. И здесь вы с питомцем попрощаетесь — до прилёта или пересадки.
Для безопасности животного прикрепите к переноске надписи на трёх языках: русском, английском и языке конечной страны. Отметьте, что в контейнере животное, груз требует внимательности и деликатности.
Перед сдачей животного «в багаж» предложите питомцу воды, при необходимости поменяйте пеленку или наполнитель в переноске. Не забудьте снять с питомца ошейник или шлейку — иначе во время полета возникнет опасность удушения.
Теперь вы сами можете пройти в зону вылета. При перелёте за границу — опять-таки через зелёный коридор.
Что делать, если питомец пропал после перелёта
- Обратитесь к представителю авиакомпании в аэропорту прибытия.
- Обязательно оформите письменное заявление о пропаже животного и зарегистрируйте его у сотрудника. Представители авиакомпании при вас должны выяснить, что случилось, связаться с аэропортом вылета и помочь решить ситуацию.
- Если вы не выяснили, где питомец, стоит продолжать активные поиски. Например, оставить обращение на горячую линию авиакомпании и позвонить в аэропорт вылета самостоятельно.
- Даже если вы не блогер, выложите посты в соцсетях с отметкой авиакомпании и аэропортов. Попросите друзей распространить. На такие обращения начнут реагировать быстрее.
Что делать, если с животным что-то случилось
Авиаперевозчик обязан обеспечить безопасность перевозки для пассажира и его имущества — к нему относятся и животные. Поэтому, если при перелёте с питомцем что-то произошло, можно потребовать возместить убытки.
Под убытками понимаются «реальные» расходы: например, лечение питомца, покупку препаратов, медицинское вмешательство, которое потребовалось после полёта.
Если ваш питомец пострадал в полёте, то нужно написать заявление в авиакомпанию с требованием компенсации и приложить копии документов, которые подтверждают факт убытков. Это могут быть чеки, квитанции, медицинские заключения из ветклиники.
Ещё вы можете потребовать компенсацию морального вреда согласно статье 15 Закона РФ от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей».
А вот привлечь авиакомпанию к уголовной ответственности в случае смерти питомца по статье 245 УК РФ за жестокое обращение с животными шансов немного. В действиях перевозчика, даже если с питомцем что-то случится, не усматривается состав преступления.
Как можно подстраховаться в полёте
- Если есть возможность, перевозите питомцев в салоне самолёта. Внимательно изучите правила перевозки: возможно, вы можете провезти животное в салоне, но нужно верно подобрать размеры контейнера. Также есть услуга перевозки животных на соседнем кресле.
- Чтобы знать, где находится животное, прикрепите на переноску GPS-устройство: маячок или обычный смарт-браслет.
- Когда сдаёте животное, сделайте фото, а лучше видео питомца в переноске. Удостоверьтесь в надежности креплений и продемонстрируйте это на видео.
- Застрахуйте питомца. Некоторые страховые позволяют это сделать.