Как летать с негабаритным или нестандартным багажом в самолёте
Дама сдавала в багаж диван, чемодан, саквояж... Хорошо, что она не взяла с собой ещё скрипку и чехол для гольфа.
Стандартная ситуация: в последний день отпуска закупаешься сыром, вином, икрой и магнитиками для близких...
А после с ужасом слышишь в аэропорту, что все размеры багажа превышены.
Или: вы раздобыли на блошином рынке антикварную скрипку. А сдавать её в грузовой отсек не хочется — вдруг разобьют?
Рассказываем, какие есть варианты — и сколько это будет стоить.
Разбираемся в терминологии (без неё вы не поймёте, чего сотрудник авиакомпании от вас хочет)
Каждая авиакомпания устанавливает свои нормы провоза багажа — количество мест, вес и допустимые размеры чемоданов.
НЕГАБАРИТНЫЙ багаж — тот, который не подходит по размерам авиакомпании.
ТЯЖЕЛОВЕСНЫЙ багаж — тот, который превышает установленный авиакомпанией вес.
НЕСТАНДАРТНЫЙ багаж — тот, который авиакомпания обычно не возит. Это могут быть спортивный инвентарь, музыкальные инструменты, медицинское оборудование или редкая техника.
Как правило, в мировых авиакомпаниях принимают чемоданы и сумки весом до 23 килограммов и размерами до 203 сантиметров (по сумме трёх измерений).
Если вы принесёте с собой чемодан тяжелее или больше, чем указано в нормах вашего авиаперевозчика, за его провоз придётся доплатить — или выкинуть всё лишнее прямо на стойке регистрации.
А ещё в провозе негабаритного багажа могут просто-напросто отказать, даже с доплатой — это зависит от свободного места на борту самолёта.
В некоторых случаях провезти такой багаж разрешат лишь на соседнем месте в салоне. Тогда придётся купить для него отдельный билет.
Общие правила полёта с необычным багажом
- Если вы знаете, что повезёте что-то необычное, уточните у авиакомпании её нормы провоза нестандартного багажа. Только после этого платите за билет.
- Ищите билеты внимательно и учитывайте наценки. Может случиться так, что ваш полёт лоукостером за счёт доплат станет дороже, чем стоил бы обычной авиакомпанией с бесплатным провозом инвентаря.
- Как можно раньше предупредите авиаперевозчика, что у вас необычный багаж. Желательно — не позднее, чем за 48 часов. Можете позвонить им или написать в личном кабинете.
- Если вы заранее знаете, что доплачивать за багаж придётся, сделайте это при покупке билета. Лучше (и выгоднее) сразу взять максимальную квоту багажа, чем бегать между стойками регистрации и платить штраф за перевес.
- Заранее приезжайте в аэропорт. Особенно на международных рейсах: свои вопросы к вашей скрипке могут быть и у авиакомпании, и у таможни.
Чего ждать в аэропорту
Во время регистрации вам вручат багажную бирку и попросят сдать нестандартный багаж через отдельную линию — не там, где обычно.
На всякий случай можно оставить в чемодане AirTag, чтобы отслеживать его перемещения — например, если предстоит пересадка.
По прибытии багаж тоже может приехать не на ленту. Тогда его стоит ждать в помещении для негабаритного багажа. И приедет он позже, чем чемоданы остальных пассажиров.
Лайфхак: в России можно оформить как негабаритный багаж обычный по размерам, но хрупкий чемодан. Например, когда я брал пиво в качестве гостинцев, оно летело вместе со спортинвентарём и приезжало позже, чем остальные чемоданы. Зато не билось.
Если вам отказывают в перевозке желаемого, можете попробовать взять его с собой в салон (придётся докупать место и выкинуть всё, что нельзя держать на борту) или оформить перевозку несопровождаемого багажа в офисе грузовых перевозок.
При выборе несопровождаемой перевозки багаж полетит отдельно, а вам придётся познакомиться с оформлением накладных и таможней.
Как летать со спортивным оборудованием
Это приятная часть статьи.
Большинство авиакомпаний устанавливают лояльные нормы для провоза спортинвентаря: вне зависимости от сезона можно полететь куда-нибудь с лыжами или сноубордом.
Весовые ограничения у такого оборудования такие же, как и у обычного багажа — до 23 килограммов, зато к габаритам придираются не так сильно, и можно превысить норму в 203 сантиметра.
Подробнее о перевозке лыж и сноуборда мы рассказывали в отдельной статье.
Лайфхак: удочки, принадлежности для каякинга, сапбординга или рыбалки можно везти в одном большом чехле для гольфа или хоккейном бауле.
Да ещё и засунуть туда вещи, которые не поместились в обычный чемодан.
Почти все компании разрешат вам лететь и с доской для сёрфинга (только обязательно уточните это заранее — мы уверены, что выкинуть доску вам будет жалко).
Однажды я выступал в соревнованиях по сёрфингу в Калининграде: прилетел туда с коротким сёрфом и с лонгбордом. А улетать обратно нужно было уже на Пхукет.
Я купил билеты Air Berlin. Позвонил им и уточнил несколько раз, что они посадят и довезут домой и меня и доски. Порадовался, что смог найти адекватный перелёт нормальной авиакомпанией. А на регистрации в аэропорту выяснилось, что первое плечо перелёта они выполняют на маленьком самолёте, и физически не смогут разместить там мой лонг.
Компания очень извинялась за это и вернула все деньги. В итоге мне пришлось купить сильно более дорогие билеты и провести ещё один день в Калининграде. Зато за этот день я прокатился по области и неплохо посёрфил.
А вот случае с велосипедом могут возникнуть сложности. Они обычно лёгкие — но даже со снятым передним колесом сильно превышают норму габаритов. Электровелосипед и самокат могут на борт вообще не пустить или пустить только со снятым аккумулятором в ручной клади.
Чтобы не разбирать двухколёсного друга на запчасти, придётся либо брать складной велосипед, либо искать авиакомпанию, которая не ограничит вас в габаритах — в 2023 это, например, S7 при покупке тарифа с багажом.
Как летать с коляской
Инвалидная или детская коляска, как правило, долетят бесплатно. Со складной коляской можно вообще следовать до трапа: её заберут при посадке на борт, а после приземления вернут.
Громоздкую коляску или электроколяску лучше сдать в багаж: заранее предупредите персонал, что на это время вам понадобится временный инвентарь. Денег за это не возьмут.
А если вы передвигаетесь на своих ногах, а коляску везёте кому-то ещё, она полетит по общим правилам перевозки багажа — с доплатой за нарушение габаритов.
Как летать с дорогостоящей техникой
Речь здесь не о навороченном игровом компьютере, который вы приспособили для майнинга — а о профессиональных видеокамерах, пультах управления и другой технике такого рода. Особых правил у авиакомпаний к их перевозке нет, но вам точно понадобится увеличенная норма ручной клади и твёрдый кофр.
Любое хрупкое или дорогостоящее оборудование для видеосъёмки — например, объективы — всегда берут в ручную кладь. Точно так же, как аккумуляторы — по стандартам авиакомпаний их можно возить только там.
Всё остальное упаковывается в максимально жёсткие кейсы. В кейсах обычно предусмотрен ложемент, чтобы внутри него ничего не болталось. Камеру тоже нужно перевозить в ручной клади. Если сдать её в багаж, это чревато нюансами: из-за сильного изменения давления в багажном отсеке пиксели в матрице могут поплыть.
Если есть возможность взять вещь в ручную кладь — берите. Вы наверняка видели ролики из аэропортов, в которых чемоданы и кофры безразлично кидают на асфальт или закидывают трёхочковым броском в тележку. Поберегите свои нервы и деньги.
Не скупитесь также на пузырчатую плёнку и изоленту. Закройте все выступающие и хрупкие части, приклейте мелкие детали или складные элементы.
Лучше обезопасить технику и потом медитативно лопать пупырышки на плёнке, чем обернуть всё в толстовку и переживать, что что-то разобьётся.
Как летать с музыкальными инструментами
Правила в основном зависят от размеров. Флейту, укулеле, альт или губную гармошку без проблем можно перевозить в ручной клади.
В багаже летят гитары, синтезаторы, скрипки, арфы, виолончели, контрабасы и барабаны.
Правда, всегда есть риск, что во время такой транспортировки инструмент сломается даже в жёстком кофре с наклейками «хрупкое».
Если переживаете, сразу после покупки билета возьмите дополнительное место в самолёте рядом с вами — там контрабасу точно будет комфортнее. Но не все авиакомпании это разрешают: лучше всего уточнить заранее.
Наконец, для перевозки рояля или фортепиано лучше обратиться к услугам транспортной компании. В багаж они точно не пройдут и полетят в грузовом самолёте.
Если вдруг вы летите за границу, а ваша скрипка — уникальная культурная ценность, не забудьте взять с собой свидетельство на право вывоза. Его можно сделать на «Госуслугах» с заключением экспертизы и подтверждающими права документами.
Услуга платная — 5% от оценочной стоимости, но не более миллиона рублей. А ещё в выдаче свидетельства могут и отказать.
В 2009 году я летела в Лондон с маленькой детской скрипочкой. На досмотре сказали, что она может являться культурной ценностью РФ и я никуда не могу вывезти её без документов. К слову, скрипка была просто скрипкой с завода, как у всех детишек в музыкалке.
Пришлось оставить инструмент в аэропорту Екатеринбурга каким-то знакомым знакомых — конечно, очень грустила, что не могла заниматься в поездке. А в следующие поездки пришлось платить кучу денег за паспорт и справки уже для мастеровой скрипки.
Правила авиакомпаний по перевозке необычного багажа
Актуально на 14 июня 2023.
Компания | Правила поездки с негабаритным багажом | Правила поездки со спортинвентарём |
---|---|---|
Аэрофлот | В зависимости от направления доплата от 3 000 до 13 275 рублей за перевес и от 7 000 до 17 000 за большие габариты. | +1 место при тарифе с багажом, если согласовать провоз за 36 часов до вылета. |
S7 | Можно доплатить только за превышение веса или купить дополнительное место багажа — условия зависят от направления и времени до вылета. | +1 место при тарифе с багажом, в некоторых случаях пускают с несколькими сумками. |
Победа | Оплата только на регистрации: от 5 000 за полёты по России до 89 евро за международные рейсы. | Доплата от 1 499 рублей до 23 евро, вес до 20 кг. |
Уральские авиалинии | Максимум — 220 х 80 х 50 см и 50 кг, доплата от 10 000 рублей в зависимости от покупки дополнительной услуги. Без бронирования в перевозке могут отказать. | +1 место при тарифе с багажом при габаритах не более 350 см и весе не более 23 кг. |
UTair | От 3 500 рублей в зависимости от пункта назначения. Оплата на регистрации. | +1 место в премиум-тарифах при габаритах не более 203 см и весе не более 20 кг. |
Азимут | От 8 399 рублей за превышение веса (выше 32 кг) или габаритов. Оплата на регистрации. | Перевозится как обычный багаж. |
Red Wings | От 6 000 рублей за превышение веса или габаритов (у них норма — 158 см). Оплата заранее или в аэропорту. | От 1 500 рублей за перевоз оборудования весом до 23 кг. Габариты не учитываются. |
Nordwind Airlines | Доплата за превышение веса, но не габаритов — от 1 000 рублей в зависимости от времени оформления и превышения нормы. | В летний сезон (с 10 мая по 1 ноября) провоз платный, действуют правила провоза дополнительного багажа. |
Turkish Airlines | Доплатить можно только за килограммы — от 800 рублей за 3 кг. Общий вес — не более 32 кг за место. | Доплата от 30 до 60 евро за сегмент. |
Pegasus | Доплата за вес — из России 11 долларов за каждый килограмм. | Доплата от 45 евро, зависит от вида оборудования и направления. |
Emirates | Доплата только за вес и места, габариты до 300 см. Каждое место багажа может весить до 32 кг, доплата — от 15 долларов за килограмм. | Действуют стандартные правила провоза багажа. |
Qatar Airways | Доплата только за вес и места багажа, габариты до 158 см за сумку и до 300 см в целом. Каждое место багажа может весить до 32 кг, доплата — от 8 долларов за килограмм. | Действуют стандартные правила провоза багажа. |