Зумеры vs миллениалы: как путешествуют люди из разных поколений
Такие похожие и такие разные одновременно...
Для начала разберёмся, кто есть кто. Миллениалами, или поколением Y, называют людей, родившихся в 1980-1990-х годах. Значит, это и те, кому сейчас уже перевалило за 40 лет, и те, кто только приближается к 30. Зумеры же, или поколение Z, — ребята 2000-2010-х годов рождения. Сейчас чётких границ между поколениями нет, вопреки всем мемам в интернете. Но, поскольку рассуждать о них так весело, собрали здесь все стереотипы и выяснили, кто как путешествует.
В чём поколения согласны
Вообще, между миллениалами и зумерами много общего. И те, и другие отдают приоритет активному отдыху — это отличает их от более взрослых беби-бумеров или иксеров, которые предпочитают курорты с традиционным и ленивым all inclusive.
А ещё представители поколений Y и Z подходят к путешествиям более рационально, чем их старшие товарищи: ищут оптимальные по соотношению цены и качества варианты, пользуются современными технологиями и читают телеграм-канал Авиасейлс, чтобы быть в курсе самых свежих тревел-новостей.
Если решите взять с них пример, читайте вот эту нашу статью про другие полезные приложения и сервисы для путешественников.
Как готовятся к путешествию
Миллениалы надевают футболку и джинсы с кожаным ремнём, натягивают короткие носки и суют в чемодан надувную подушку для шеи. Вкладывают в уши беспроводные наушники и как минимум тысячу раз проверяют, всё ли взяли с собой. Они уже имеют жизненный опыт, поэтому точно знают, как правильно возить с собой документы.
Прежде чем куда-то поехать, я обязательно фотографирую документы на телефон и сохраняю в отдельную папку. А ещё на всякий случай печатаю их и кладу во внутренний карман куртки или один из секторов в рюкзаке. Лучше несколько раз перестраховаться, чем потом нервничать на паспортном контроле и судорожно искать на почте нужное бронирование или обратный билет.
Зумеры, собираясь в путь, надевают разные носки, широченные джинсы и безразмерные худи. С собой часто берут большую косметичку (обязательно с SPF), полароид и плёночный фотоаппарат, чтобы делать атмосферные снимки без ретуши. И телефон — чтобы делать атмосферные снимки с ретушью.
Поколение Z без устали мониторит горячие билеты и обязательно старается уместить в одну поездку всё, чтобы сэкономить и получить максимальную концентрацию впечатлений. И составляет более детальные планы: расписывает каждый день, проверяет наличие мест в камерных кинотеатрах и график работы музея. Так выше вероятность не потратить лишние средства и успешно справиться с FOMO — страхом пропустить что-то интересное.
Если я отправляюсь в Европу, обязательно рассматриваю для посещения примыкающие страны и ищу дешёвые авиабилеты до них. Например, если хочу посетить Францию, то, скорее всего, сначала долечу до Бельгии, посмотрю Брюссель и уже оттуда поездом доберусь до пункта назначения.
С кем отправляются на поиски приключений
Если брать среднюю температуру по больнице, выходит, что миллениалы общительнее зумеров. Это объясняется тем, что, когда росло поколение 1980-1990-х годов рождения, соцсетей, маркетплейсов и доставки прямо до двери ещё не было — волей-неволей приходилось коммуницировать и бороться с социофобией. Так что, вероятно, у них никогда не возникает проблемы найти компанию в путешествие и друзей хоть в Америке, хоть в Южной Корее.
Как-то раз в путешествии мне нужно было купить что-то из техники, но без совета профессионала выбирать нужную вещь не хотелось. Пока я ехал в лифте, познакомился с одним корейцем. Мы разговорились, и он дал мне телефон своего знакомого, который в этом разбирается. Сложилось всё очень удачно.
Зумеры гораздо реже заводят знакомства в поездках: они строго блюдут границы личного пространства — свои и чужие. Плюс знакомиться — это стресс, а его вокруг и так выше крыши. Тем более, что после ЕГЭ нервные клетки надо особенно сильно беречь.
И вообще, гораздо удобнее путешествовать в одиночку: не нужно ни с кем согласовывать графики, находить компромисс насчёт того, куда пойти на ужин, или подстраиваться под чужой ритм жизни. Да, это получается чуть дороже, чем совместные поездки, зато можно хорошо узнать себя и не бояться, что придётся вставать в 6 утра и каждый день тащиться на групповые экскурсии. А если захочется немного социализироваться и с кем-то поболтать (например, в самолёте), то можно не изобретать велосипед и просто прочитать статью-лайфхак на ПСЖР.
Один не дома: плюсы и минусы путешествий без компании
Куда едут в путешествие
Миллениалы поедут в лагерь для взрослых на Алтае, чтобы найти там единомышленников и в очередной раз продемонстрировать умение играть на гитаре все песни группы Linkin Park. Зумеры охотнее выберут уединённое место вдалеке от цивилизации и социальной тревожности — например, Балтийскую косу, где можно будет отдохнуть от социума посреди барханов и заброшенных фортов.
Миллениалы доедут до Териберки, чтобы половить с друзьями треску и сайру, сварить из них уху, а затем сфотографироваться на гигантских качелях. Зумеры отправятся на тот же север, но с другими целями: полюбоваться Баренцевым морем, посмотреть на остовы кораблей и покормить оленей мхом-ягелем.
Миллениалы отправятся в Турцию и попытаются не только сходить в дружный поход по Ликийской тропе или поработать в коворкинге (у них иногда получается совмещать удалённую работу и путешествия), но и попасть на пляжную вечеринку. Зумеры отправятся в Турцию и попытаются НЕ попасть на пляжную вечеринку. Если у них это не получится, будут грустно стоять в углу с безалкогольным коктейлем в руке и смотреть на то, как веселятся миллениалы.
Где предпочитают жить
Многие миллениалы уже успели заработать какой-никакой капитал, поэтому предпочитают жить в сколько-то-звёздочных гостиницах с завтраками, виллах, бунгало и, разумеется, арендовать их в разделе Отели прямо на Авиасейлс. А ещё они общительные, так что могут пожить у друзей в любой части света.
Зумеры же, только адаптирующиеся к жестокому миру капитализма, часто останавливаются в хостелах или снимают крошечные квартирки, в которых в основном ночуют и смотрят рилсы. Им часто приходится жертвовать комфортом в пользу экономии: они берут билеты на самолёт без багажа или проводят ночи в поезде, чтобы сэкономить на жилье. Главное — чтобы средств хватило на напитки в стильных кофейнях и вкусную выпечку.
Как путешествовать, если жадный
Как покупают сувениры
Здесь всё очень индивидуально, но очевидно, что и те, и те стараются не копить дешёвые магнитики. Они везут либо что-то очень крутое (например, тяжеленную голову Будды или что-нибудь ещё более креативное с Бали), либо ничего.
Миллениалы предпочитают тратить кровно заработанные на что-то значительное: эмоции от полёта на воздушном шаре в Каппадокии или сёрфинга на Шри-Ланке в этом смысле ценятся ими намного больше, чем материальные вещи. Поэтому обычно плетёные пляжные сумки и брелки с названием города остаются ждать следующих покупателей на прилавках сувенирных магазинов.
Зато, если им очень захочется, миллениалы могут посвятить целый день секонд-хендам: почувствовать ностальгию по детству, меряя джинсы на заниженной талии, и позаботиться о планете, борясь с излишним потреблением.
Чаще всего я ничего не привожу из того места, где был. Максимум — одежду. И только если пришлось купить её из-за переменчивой погоды, которую сложно было предсказать заранее.
Зумеры, когда покупают сувениры, сильно стрессуют. Торговаться с продавцами на уличных рынках — непосильная для них задача: им проще согласиться на баснословную цену за какую-нибудь незначительную побрякушку типа ереванской свечки в виде граната, чем сбить её до адекватного уровня. А поскольку деньги, как мы уже выяснили, у поколения Z часто не водятся, легче оставить барахолки и ярмарки на растерзание более опытным взрослым товарищам. Если и пересилят себя, то только ради родственников, которым очень хочется подарить что-то приятное.
Зато, когда зумеры куда-то приезжают, они часто бегут туда, где прошло их детство: в «Макдоналдс», «Икею», «Зару» или «Юникло».
Как осматривают достопримечательности
Для миллениалов путешествие — это синтез духовного с материальным. Осмотр достопримечательностей чередуется с тусовками с барбекю, а долгий хайкинг — с винными дегустациями. Они во всём ищут баланс — но только если это не тур по всем местам, где снимали «Сумерки». Тогда вечеринки приходится откладывать.
У поколения Z же культурные впечатления часто играют более важную роль. При этом далеко не всегда это означает многочасовые исследования музейных экспозиций или ежедневные походы в театр. Приевшимся достопримечательностям они предпочитают малоизвестные усадьбы с богатой историей или природные локации, которые будут загадочно выглядеть на фотографиях.
Чтобы встать пораньше и успеть везде, зумерам надо лечь пораньше (или хотя бы просто лечь). Они листают ленту в соцсетях, вдохновляются и отправляются в путешествие. А потом с удивлением обнаруживают, что, кроме них, в Калининграде оказались разом ещё пятеро их знакомых, смотревших тех же самых блогеров.
Как я выбираю, куда поехать? В основном попадаю под влияние трендов, инфлюенсеров. И рекомендации друзей, конечно, учитываю.