Стоимость авиабилета: из чего она складывается и кто её определяет
И почему билет может дешеветь или дорожать несколько раз в день.
Перед покупкой билета на самолёт часто возникает вопрос: покупать прямо сейчас или подождать, пока цена снизится? Но тут же закрадываются сомнения: а если, наоборот, она вырастет в два раза? Вместе с экспертами Авиасейлс разбираемся, как формируется стоимость билетов, кто на это влияет и какие билеты самые дешёвые.
Из чего состоит стоимость билета
Она формируется из тарифа, такс и сборов и скидок агентов, которые продают билеты разных компаний.
Тариф — это плата за предоставляемые авиакомпанией услуги. Его величина зависит от экономической политики компании, класса обслуживания (эконом, бизнес, первый), протяженности маршрута, цена на топливо, сезона и спроса, а также того, в одну сторону этот билет или туда-обратно, возвратный он или нет.
Таксы — это расходы на перевозку, которую авиакомпания также закладывает в стоимость. Сюда входят аэронавигация, обслуживание самолётов, обеспечение трансфера багажа и так далее.
Например, билет Москва — Каир — Москва в октябре стоит 64 629 рублей. Большая часть суммы — это тариф, 59 350 рублей (эконом класс, туда-обратно, без возврата, с платным обменом).
5 279 рублей — таксы. Они включают в себя аэропортовые сборы в Москве и Каире, налог на посадку Каира, страховой сбор, транспортный налог, сбор системы бронирования и обслуживание в аэропорту Каира.
Соотношения тарифа и такс в стоимости билета сильно зависит от маршрута и авиакомпании. В среднем у российских перевозчиков доля такс составляет сейчас 10%. Но по отдельным билетам может быть и больше половины. Например, на это влияет время и расстояние.
Кто управляет ценообразованием авиабилетов
Базово это делает авиакомпания, потому что она прежде всего регулирует тариф, а он составляет большую часть стоимости билета. Размер такс зависит от курса валюты, а также от того, сколько за обслуживание берёт аэропорт, из которого вылетает самолёт. Если билет продаётся через агента на сайте, то уже он определяет цену билета, исходя из своей внутренней экономики.
При покупке билетов через агента конечная цена может быть ниже, чем на сайте авиакомпании. Чаще всего это происходит потому, что у агента есть дополнительные источники дохода, например, комиссия от авиакомпании или систем бронирования. За счёт этой доходности агент может предоставлять клиентам скидки в на билеты сверх базовой цены.
Ещё возможен вариант, когда агент заранее выкупает у авиакомпании блок мест по более низкой цене, после чего продает их в розницу. Так работают чартерные перевозки.
Почему один билет то дорожает, то дешевеет
Цена колеблется в зависимости от баланса спроса и предложения. Авиакомпании постоянно следят за тем, как продаются билеты. Есть отделы управления доходностью, чья основная функция — это максимизировать выгоду. Отправлять в рейс самолёт с пустыми креслами убыточно, поэтому нужно продать каждое по максимально высокой средней стоимости и заполнить салон. Это сложная задача.
Можно поставить низкую цену на все билеты сразу, их быстро раскупят, самолёт заполнится, но рейс не окупится.
Наименьшая чувствительность к цене у покупателей за пару дней до вылета: если человеку нужно лететь, то он готов заплатить больше. Это выгодно авиакомпании. Но, конечно, она не может так продать все билеты — спрос за пару дней до вылета не очень большой, чаще люди всё же планируют перелёты заранее.
И вот между двумя крайностями — продать дёшево и заранее или дорого в последний момент — авиакомпании приходится балансировать.
Допустим, продажа билетов на конкретный рейс открывается за полгода. Если авиакомпания видит, что билеты слишком быстро раскупают, цена может подрасти, потому что есть возможность заработать. Если, наоборот, заметно, что билеты почти не покупают, то цену снижают, чтобы стимулировать спрос.
По какому принципу работают «горящие билеты»
Такие билеты можно купить с большой скидкой за несколько дней до перелёта. Они появляются, когда авиакомпания неверно оценила спрос и предложение. Такая ситуация чаще характера для чартерных рейсов и связанных с ними направлениями.
Если за пару дней до вылета становится ясно, что остаются места, выгоднее распродать их хотя бы по невысокой цене, чем отправлять в рейс самолёт с пустыми креслами.
Такое может быть в случае, если компания как раз держала высокие цены до последнего, рассчитывая, что билеты выкупят в последний момент. Но этого не произошло. Да, подобные ситуации случаются, но чаще бывает так, что, чем ближе к дате вылета, тем дороже билет.
Дешёвые билеты-2024: инструкция от Авиасейлс
Почему в разные дни меняется цена на авиабилет на один и тот же рейс
На это также влияет баланс спроса, который может меняться в зависимости от сезона или какого-то события, и предложения. Допустим, мы говорим о совершенно одинаковых билетах, которые не отличаются ни временем вылета, ни классом обслуживания. Но рейсы во вторник и среду дороже, чем в четверг. Такое может быть, потому что в конкретный день выше спрос.
Например, в среду в городе N проходит большой фестиваль, на который люди массово покупают билеты. Много мест уже занято, и компании нет смысла продавать оставшиеся дёшево. А в четверг цена будет ниже, потому что понизится и спрос.
Почему на разных сайтах цена одного и того же билета может отличаться
Если мы говорим про сложный перелёт за границу с пересадками, то у разных продавцов себестоимость билетов может отличаться в зависимости от того, у каких поставщиков они взяли данные, как и какие перелёты скомбинировали.
Допустим, одно агентство смогло скомбинировать самый дешёвый тариф одной авиакомпании с самым дешёвым тарифом другой. Тогда цена билета у него будет ниже, чем у конкурента, который так сделать не смог.
Как можно сэкономить при покупке авиабилетов
Можно ловить дешёвые билеты за пару дней до вылета. На Авиасейлс даже есть отдельная подборка Горячих билетов, так что можете следить за ней.
Чтобы следить за изменением цены, добавьте билет в Избранное. Как только он станет дешевле, вам придёт уведомление. Или можете доверить поиск билета телеграм-боту Авиасейлс. Он подберёт вариант под ваш запрос и бюджет.