Другая планета: путешествие по Сокотре, часть 1
Рассказ с продолжением.
Знаете, сколько туристов приезжает на принадлежащий Йемену удивительный остров Сокотра? Не больше ста человек в неделю. И это по самым оптимистичным подсчетам. Рейсов ничтожно мало, и летают на них в основном местные жители.
О продолжающейся в континентальном Йемене войне тут, конечно, знают, но на самом острове тихо, спокойно, и её отголоски совсем не слышны. Боевые действия проходят в районе Саны и Адена. Йеменцы говорят, что между собой воюют правящие кланы, а не простые люди — но война есть война.
На Сокотре войн не было никогда. На берегу моря здесь можно увидеть ржавеющие Т-34, которые в былые годы прислал в подарок братский СССР. Зачем? Для защиты от врагов. Каких? Да мало ли каких...
В итоге, танки так и остались гнить без дела на своих боевых постах. Фотографировать их нельзя, но если уж очень хочется, то можно. Главное, чтобы это не увидели военные, чей блокпост расположен совсем неподалеку. А то заставят удалить все фото с телефона.
Йемен — страна исламская, но бояться этого абсолютно не нужно. Я не раз говорил, что именно мусульмане — самые гостеприимные люди из всех, что мне встречались. Поверьте, я был в 157 странах, и мне есть с чем сравнить. Просто уважайте традиции и веру, и никаких проблем не будет. В массе своей приверженцы ислама приветливы и доброжелательны, а на Сокотре — особенно. Люди здесь мирные и очень законопослушные. Остров маленький, все всем сразу становится известно. Бежать некуда, а законы суровы.
Рассказывают, что раньше на Сокотре были базы пиратов. Только это «раньше» было в средневековье. Об этом, например, писал Марко Поло. Сейчас же никаких баз пиратов тут нет и в помине, как и развитой туристической инфраструктуры. Жить приходится в палатках, ходить в туалет в песчаные дюны, мыться в источниках или из тазика, есть выловленную из моря рыбу, вставать с восходом солнца, смотреть закаты на прибрежных скалах и засыпать под грохот волн.
Да, на острове есть пара отелей в столице Хадейбо, но они явно проигрывают девственной природе.
Население Сокотры оценивается в 40-50 тысяч. Более точно никто не знает — свежие официальные данные отсутствуют.
Островитяне спокойные и гостеприимные. Преступлений нет совсем. Как и спиртного. Если на прилете у туриста найдут бутылку, конфискуют. Спросил у сокотрийцев, что с ней сделают, засмеялись, мол, таможенники выпьют её тайком сами. Алкоголь под полным запретом, зато все жуют кат. Мой водитель начинал это прямо с утра и к вечеру приходил в приподнято-экзальтированное состояние.
Сокотра инопланетна и почти не тронута людьми. Исключение составляет пыльная и заваленная пластиковыми пакетами столица, но задерживаться здесь мы не будем. Нас ждут белоснежные пустынные пляжи, причудливые муссонные дюны, которые карабкаются на прибрежные скалы, странная, первобытная природа.
Чего стоят одни только похожие на брокколи драконовые деревья. Во времена динозавров они покрывали всю Землю, но сохранились только здесь, на Сокотре.
А еще в марте цветут розовым цветом похожие на инопланетян бутылочные деревья, тоже местные эндемики.
Я лечу на Сокотру из Каира через Сейюн (Seiyun), где есть небольшой международный аэропорт. Регистрируюсь на рейс. Наличие визы Йемена почему-то не проверяют. ПЦР тоже. Вылетаем по расписанию. Рейс ночной, засыпаю, но ненадолго.
«Смотрите, там внизу Мекка» — трясет за плечо бортпроводник. Где-то далеко внизу ярко освещённый квадрат. Смотрю, киваю и снова проваливаюсь в сон.
Светает. Подлетаем к Сеюну. Внизу изрезанное каньонами плато. В иллюминаторе мелькают знаменитые йеменские высотные дома. Приземляемся мягко. Всех, кто следует на Сокотру, просят покинуть самолет.
На входе в аэропорт забирают заполненные опросники о наличии симптомов ОРВИ и меряют у всех пассажиров температуру. Заходим в зал ожидания, где у нас отбирают паспорта. Дверь запирают на ключ. Возле нее встает охранник. Подхожу к окну. Мимо мчится грузовик. В кузове человек в форме впивается руками в станковый пулемет. Откуда ни возьмись появляется сотрудник аэропорта, продающий за 2$ доступ в интернет. Интернет не грузится. Паспорта тем временем возвращают.
Проходит около часа, и нас зовут на посадку.
Аэропорт на Сокотре маленький и очень сумбурный. Контроля почти нет. При желании, я бы мог просто выйти на улицу, и никто бы не заметил. Правда, потом были бы неприятности на вылете обратно, поэтому жду, пока местные жители разберутся со своими многочисленными тюками. Из-за войны многие товары в местные лавки привозят теперь по воздуху.
Изрядно потолкавшись, знакомлюсь с местными гидами, гружусь во внедорожник и мы отправляемся к первой точке нашего маршрута — лагуне Детва (Detwah), где длинные песчаные дюны сползают со скал в сине-зеленое море, как бы разрезая его на части.
Остров невелик, ехать чуть больше часа, и вот мы на месте. Разбиваем палаточный лагерь. Какая же красота вокруг! Лезем на скалу для лучшего вида, потом спускаемся на берег, чтобы искупаться. Вода кристально чистая. Туда-сюда деловито снуют рыбы. На дне замерли маленькие скаты. Пара шагов, и они стремглав куда-то удирают.
Вода приятно освежает после долгой дороги. Выхожу на берег, падаю на белый песок и тут же забываюсь сном под полуденным тропическим солнцем. Мне чудится, что я на другой планете. Или не чудится? Ведь Сокотра и есть другая планета.
Наряду с Галапагосами и Гавайями, она входит в тройку мест с самой эндемичной природой. Когда в 1880 году на Сокотре высадилась группа ученых из Европы, они всего за две недели обнаружили более двухсот видов ранее неизвестных растений.
Самые знаменитые — драконовые деревья, которые можно увидеть в центральной части острова. Они росли на Земле еще в меловом периоде (145-66 млн. лет назад), но потом вымерли — главным образом, из-за того, что древние континенты ушли под воду.
Сокотра же никогда не была затоплена, потому именно здесь эти деревья чудесным образом выжили. Как и другие эндемики. Так что вполне можно сказать, что Сокотра — гигантская машина времени: такой была наша планета миллионов сто лет назад.