Как я съездил на многодневную медитацию (випассану) в Армении
Пришлось пережить десять дней боли, молчания и отказа от телефона.
Меня зовут Тимур, я дизайнер в Авиасейлс.
В мае этого года я съездил на десятидневную медитацию — випассану. Она проходила на территории пионерского лагеря в армянских горах.
На випассане нужно медитировать почти весь день, а говорить и пользоваться гаджетами нельзя. Иногда примерно то же называют «съездить на ретрит».
Расскажу вам, как это было, зачем я поехал — и что понял в итоге.
Что за «випассана»
Один из видов многодневной медитации. Випассана направлена на освобождение от инстинктивных эмоциональных реакций.
Если развернуто — нужно увидеть и принять, что cтрадания появляются, когда чего-то сильно желаешь или к чему-то испытываешь отвращение.
Суть техники в том, чтобы наблюдать за приятным и неприятным, не испытывая к ним эмоций — так мы отучаемся от автоматических реакций на получение нежеланного и неполучение желаемого.
Я проходил випассану по учению Гоенки. Центры есть во многих странах, прохождение — за пожертвование, принципы и распорядок дня везде одинаковы. Учение по Гоенки не связано напрямую с буддистской религией — такую випассану может пройти любой.
Чтобы пройти випассану по Гоенки, нужно: — Заполнить анкету.
— Дождаться подтверждения от организаторов.
— Подтвердить участие со своей стороны за месяц до старта.
— Добраться до места (если захотите, организаторы помогут вам найти попутчиков-сокурсников). На каких языках будут говорить менеджеры и даваться теория, указано при выборе курса. Лучше планировать заранее: в некоторых странах запись забита на месяцы вперёд.
Зачем я в это ввязался
Я решился на випассану по многим причинам.
- Переполнение головы информацией.
- Тревожность.
- Желание бросить курить.
- Попытка принять все сдвиги в жизни за последние полтора года, разобраться в своих желаниях и принципах.
А ещё это звучит как идеальная история для рассказа.
Забегая вперёд — многое из этого получилось изменить, так что випассана сработала. Но в процессе было по-настоящему сложно.
Начало
После подтверждения своего участия я много раз прочитал инструкции от организаторов.
Но до конца осознал, во что вписался, только когда уже стоял на пороге Цицернака — детского лагеря, в котором проводится випассана в Армении.
По прибытии меня попросили сдать телефон, ценности и любые носители информации. Мы ещё раз заполнили анкету и послушали долгую лекцию о том, как всё будет происходить.
Дальше нас накормили ужином и разделили мужчин и женщин — в течение випассаны мы видели друг друга только в медитационном зале и изредка на прогулках.
С этого же момента началось «благородное молчание». На випассане запрещены любые формы коммуникации — и разговоры, и жесты, и переглядывания. Это помогает создать ощущение полного одиночества и остаться один на один с собой.
Разговаривать можно только с учителем и с менеджерами во время специальных «приёмных часов».
Распорядок дня
Подъём в 4 утра, затемно. Через полчаса — первая двухчасовая медитация.
Обед в 11 утра, ужин (чай с фруктами) — в 17.
Отбой — в 21:30.
В сумме у вас будет 2-3 часа свободного времени, 10 часов медитаций и 1,5 часа лекции в день.
К расписанию мне удалось привыкнуть примерно на пятый день.
Сначала сильно не хватало сна, я засыпал на утренних медитациях и в свободное время. Потом освоился — и после возвращения с випассаны мне начало требоваться намного меньше времени на сон и подъём.
Что брать
Главное — комплект односпального постельного белья, резиновые тапочки, паспорт, телефон с зарядкой или пауэрбанком (для обратного пути), одежда на 10 дней. Стирать было очень неудобно. Старайтесь не брать вещи на молниях и шуршащие вещи.
Ещё пригодятся:
- Бутылку для воды (лучше термос).
- Если есть хоть небольшая вероятность, что будет холодно — тёплые удобные вещи. Меня спасало термобелье и плед, который выдали организаторы.
- Беруши.
- Дезодорант без сильного запаха (больше ничего пахнущего лучше не брать).
- Разогревающая мазь для мышц. У меня такой не было.
Место, быт и люди
Быт
Бытовые условия в Цицернаке были спартанскими: дырки в полу вместо унитазов, горячая вода только в душе по расписанию (и то не всегда), было несколько полных отключений воды.
Как назло, в одно из таких отключений воды произошла драма — мне очень хотелось пить и я решил набрать кипятка из чайника в свою пластиковую бутылку для воды. Она не выдержала такого испытания — а через несколько дней после начала випассаны каждая такая потеря воспринималась очень остро.
А ещё мне очень запомнилось единственное отключение электричества.
Последняя медитация перед сном, во время которой я так и не смог погрузиться в себя. Потому что менеджер поставил свечу на подоконник прямо перед тканевой занавеской — и я всё время подсознательно прорабатывал план спасения от пожара.
После медитации мы молча двинулись по тёмным коридорам до комнат, вышли с соседом на балкон — и рассмеялись, смотря на молнию, бьющую особенно близко к нам.
Это был тот момент, когда я очень остро почувствовал жизнь.
Ещё я не посмотрел заранее прогноз погоды и не знал, что Цицернак находится в горах.
Разумеется, там было гораздо холоднее ереванских 16—23 градусов, ливни и грозы — и я мёрз и мок в своём единственном свитшоте почти весь курс.
Зато воздух был чистым, горные облака по утрам — красивыми. А то, что час в день я качался на качелях, наблюдал за ящерицами и пчёлами, собирал шишки и просто смотрел на небо после многих лет ежеминутного чтения социальных сетей, работы и тусовок, окупало все трудности.
Участников випассаны просят не заниматься никаким творчеством, чтобы не отвлекаться. Но постепенно на территории всё равно появились башенки из камней, крошечные самодельные качели из веток и батареи шишек.
Еда
Она отличается в зависимости от медитационного центра. У нас было так: на завтрак и обед нам готовили вегетарианские блюда.
И делали это потрясающе — до сих пор жалею, что не взял у поваров рецепт зелёной гречки.
На ужин новым студентам давали чай и немного фруктов. Те, кто приезжал не первый раз, пили только лимонную воду.
Когда блюда приедались, можно было развлечь рецепторы едким имбирным чаем и веганскими десертами, которые нам давали раз в несколько дней.
Голодным я почти не ходил, даже несмотря на отказ от курения.
Другие участники
Среди участников, помимо россиян и армян, было много иранцев: часть студентов, все служители, менеджер и учителя.
Как мне объяснили, в Иране запрещена випассана — и они приезжают в соседнюю Армению.
Иранские студенты впечатлили меня своим ярким и ухоженным внешним видом, упорностью в медитации и, как оказалось после снятия благородного молчания, какой-то невероятной открытостью, приятностью в общении, дружелюбием и живостью.
Пара человек почти с первых слов заверили, что у меня теперь есть вписка в Тегеране.
Как устроен курс
Этот раздел я не советую читать тем, кто хочет попробовать випассану в ближайшее время. В условиях молчания и отсутствия гаджетов даже небольшие изменения по ходу курса сильно сказываются, а если вы будете знать всё заранее, вам будет скучнее.
Сразу важно сказать — вам будет физически больно от медитационных поз. Через это проходят все, это нормально. Может сильно помочь разогревающая мазь.
Медитировать нужно сидя на полу, с ровной спиной — и с непривычки делать это десять часов подряд очень тяжело.
Даже заранее приобретённая специальная подушка для медитаций не спасала меня от боли: бёдра немели, ноги затекали.
Но к концу курса, с помощью ещё четырёх разных подушек, я нашел позу, в которой можно просидеть 40 минут совсем не двигаясь.
Начинается всё с анапаны — медитации, в которой нужно наблюдать за дыханием, чтобы успокоить ум. Мой ум не хотел успокаиваться все 30 часов за три дня: осознаёшь пару вдохов, дальше ум переключается на планы после возвращения в обычную жизнь.
Замечаешь это, осознаёшь ещё пару вдохов, ум беспокоится о пустой квартире и о родителях.
Одёргиваешь его, осознаёшь вдох, ум думает, что неплохо было бы набить новую татуировку — и так далее.
Примерно такая ситуация с блужданием ума у меня продолжалась все 10 дней.
Эта отвлекаемость поначалу вызывала очень много раздражения, оно достигло пика на пятый день и сошло на нет к концу курса — эмоции ушли, я стал просто осознавать то, что ум в очередной раз отвлёкся.
На десятый день меня отпустило так, как никогда прежде. То, что бесило раньше, теперь было просто фактом, который не мог меня задеть. А воспоминания о бывших, о летних вечерах, сожаления, звуки и запахи из детства — больше не отдавали болью в сердце, и воспринимались просто тем, что было.
Правда, вечно издающий звуки почёсываний сосед по медитации на пару с плохо пахнущим соседом по комнате выводили из себя до конца курса.
На четвёрый день мы перешли к самой випассане: нужно было «сканировать» тело от макушки к ногам и обратно, вылавливая все ощущения (в основном, конечно, это была боль).
Это звучит намного легче, чем было на самом деле. У меня не получалось начать сканировать тело в дообеденные медитации — я просто сразу отвлекался на другие мысли и не уходил дальше головы.
Примерно с четвёртого дня часть медитаций также советуют выполнять «с особой решимостью» — во время них в течение часа не рекомендуется двигаться и открывать глаза. Я старался выполнять рекомендацию, но иногда всё-таки немного менял позу.
К концу випассаны грубые болевые ощущения должны смениться приятными вибрациями во всём теле, по которым нужно научиться «скользить». У меня такого почти не было, только в голове. Кто-то рассказывал, как доходил и дальше в практике, ощущая полное растворение тела.
Согласно учению Гоенки, в виде грубых ощущений в теле, наверх, из бессознательного, поднимаются «санкары» (грубо говоря, привычки) отвращения — то, что вам автоматически не нравится и то, чего вы привыкли не хотеть.
Вибрациями же вы ощущаете «санкары» влечения — то, чего вы сильно желаете.
Ни на то, ни на то не нужно никак реагировать, а просто наблюдать, не создавая себе новых острых желаний. Так выйдут все санкары, которые вы накопили за жизнь — и вы снова научитесь быть удовлетворёнными тем, что имеете.
Вот так вот.
Окончание курса
На десятый день разрешают разговаривать.
Первые несколько часов и собственный, и чужой голос слышать очень непривычно, мысли путаются. Хотелось делиться эмоциями и знакомиться, но в то же время — вернуться в молчание, отдохнуть от шума и убежать от потока мыслей.
Участники, как оказалось, были очень интересными людьми: айтишники, психологи, криптотрейдеры, комики, известные блогеры, мелкие и не очень предприниматели, режиссёры. Поговорить с ними было здорово.
После разговоров было очень сложно медитировать, а к вечеру у меня, впервые в жизни, начался тик в глазах.
Чувства были как после выпускного — ощущение радостного опьянения и начала нового жизненного этапа.
На следующий день мы проснулись как обычно. Сходили на последнюю медитацию. Помогли убраться в комнатах и в общих помещениях. Затем нас накормили завтраком и выдали телефоны.
Было очень непривычно держать этот кирпич в руках и смотреть на пиксели.
В конце принято оставлять пожертвование: можно это сделать наличными (анонимно) или переводом.
Итоги
За десять дней я много раз подумал: «этот момент стоит всех страданий».
- Когда мы ехали по серпантинам под классическую музыку в Цицернак.
- Когда я смотрел на звёзды в 4 утра перед ранней медитацией.
- Когда смеялся с соседом из-за грозы и отключения света.
- Когда научился не расстраиваться отвлечению ума от медитации.
- Когда познакомился с множеством прекрасных людей в последний день.
- Когда возвращался назад и с восхищением смотрел на новые пейзажи вокруг.
При этом я много раз хотел уйти в первые дни, а больше всего — на пятый день, когда меня начало бесить буквально всё вокруг.
Я остался, потому что понял: если уйду, то потом буду сильно об этом жалеть. Теперь я благодарен этой мысли.
Было тяжело в бытовом плане, а от медитаций — физически больно. Часто я думал, что зря провожу время. Сейчас я так не считаю.
Как это ни странно, быть отключенным от мира, сидя без телефона, не так уж тяжело — но стоит подготовиться к этому заранее и завершить все насущные дела.
Слушать Гоенку мне лично было тяжеловато, но, как он сам говорил — «всё пройдёт, аничча». Также сложно оказалось продолжить медитировать по два часа в день после курса, как нам на прощание посоветовал учитель.
Зато я не курил больше недели впервые за семь лет. Чувствую, как легче справляюсь с мимолётным стрессом на работе и в обычной жизни — реакция на раздражитель перестала быть автоматической.
Я не стал другим человеком, все мои внутренние проблемы остались на месте, и у меня не открылся третий глаз. Но существенное изменение в мышлении и мироощущении я чувствую, и мне оно нравится.