Путеводители
Советы
Опыт
Подборки
Инструкции
Путеводители
Советы
Опыт
Подборки
Инструкции
Как я съездил на многодневную медитацию (випассану) в Армении

Как я съездил на многодневную медитацию (випассану) в Армении

Пришлось пережить десять дней боли, молчания и отказа от телефона.

Меня зовут Тимур, я дизайнер в Авиасейлс.

В мае этого года я съездил на десятидневную медитацию — випассану. Она проходила на территории пионерского лагеря в армянских горах.

На випассане нужно медитировать почти весь день, а говорить и пользоваться гаджетами нельзя. Иногда примерно то же называют «съездить на ретрит».

Расскажу вам, как это было, зачем я поехал — и что понял в итоге.

Что за «випассана»

Один из видов многодневной медитации. Випассана направлена на освобождение от инстинктивных эмоциональных реакций.

Если развернуто — нужно увидеть и принять, что cтрадания появляются, когда чего-то сильно желаешь или к чему-то испытываешь отвращение.

Суть техники в том, чтобы наблюдать за приятным и неприятным, не испытывая к ним эмоций — так мы отучаемся от автоматических реакций на получение нежеланного и неполучение желаемого.

Я проходил випассану по учению Гоенки. Центры есть во многих странах, прохождение — за пожертвование, принципы и распорядок дня везде одинаковы. Учение по Гоенки не связано напрямую с буддистской религией — такую випассану может пройти любой.

Чтобы пройти випассану по Гоенки, нужно: Заполнить анкету.

— Дождаться подтверждения от организаторов.

— Подтвердить участие со своей стороны за месяц до старта.

— Добраться до места (если захотите, организаторы помогут вам найти попутчиков-сокурсников). На каких языках будут говорить менеджеры и даваться теория, указано при выборе курса. Лучше планировать заранее: в некоторых странах запись забита на месяцы вперёд.

Зачем я в это ввязался

Я решился на випассану по многим причинам.

  • Переполнение головы информацией.
  • Тревожность.
  • Желание бросить курить.
  • Попытка принять все сдвиги в жизни за последние полтора года, разобраться в своих желаниях и принципах.

А ещё это звучит как идеальная история для рассказа.

Забегая вперёд — многое из этого получилось изменить, так что випассана сработала. Но в процессе было по-настоящему сложно.

Начало

После подтверждения своего участия я много раз прочитал инструкции от организаторов.

Но до конца осознал, во что вписался, только когда уже стоял на пороге Цицернака — детского лагеря, в котором проводится випассана в Армении.

Ворота лагеря Цицернак
«Сейчас я войду в эти ворота и проведу 10 дней молча, медитируя по 10 часов в день и без связи с близкими»

По прибытии меня попросили сдать телефон, ценности и любые носители информации. Мы ещё раз заполнили анкету и послушали долгую лекцию о том, как всё будет происходить.

Дальше нас накормили ужином и разделили мужчин и женщин — в течение випассаны мы видели друг друга только в медитационном зале и изредка на прогулках.

С этого же момента началось «благородное молчание». На випассане запрещены любые формы коммуникации — и разговоры, и жесты, и переглядывания. Это помогает создать ощущение полного одиночества и остаться один на один с собой.

Разговаривать можно только с учителем и с менеджерами во время специальных «приёмных часов».

Комната в армянском лагере Цицернак
Комната, в которой мы жили с пятью другими участниками

Распорядок дня

Подъём в 4 утра, затемно. Через полчаса — первая двухчасовая медитация.

Обед в 11 утра, ужин (чай с фруктами) — в 17.

Отбой — в 21:30.

В сумме у вас будет 2-3 часа свободного времени, 10 часов медитаций и 1,5 часа лекции в день.

К расписанию мне удалось привыкнуть примерно на пятый день.

Сначала сильно не хватало сна, я засыпал на утренних медитациях и в свободное время. Потом освоился — и после возвращения с випассаны мне начало требоваться намного меньше времени на сон и подъём.

Вид на горы в армянском лагере Цицернак

Что брать

Главное — комплект односпального постельного белья, резиновые тапочки, паспорт, телефон с зарядкой или пауэрбанком (для обратного пути), одежда на 10 дней. Стирать было очень неудобно. Старайтесь не брать вещи на молниях и шуршащие вещи.

Ещё пригодятся:

  • Бутылку для воды (лучше термос).
  • Если есть хоть небольшая вероятность, что будет холодно — тёплые удобные вещи. Меня спасало термобелье и плед, который выдали организаторы.
  • Беруши.
  • Дезодорант без сильного запаха (больше ничего пахнущего лучше не брать).
  • Разогревающая мазь для мышц. У меня такой не было.

Место, быт и люди

Быт

Бытовые условия в Цицернаке были спартанскими: дырки в полу вместо унитазов, горячая вода только в душе по расписанию (и то не всегда), было несколько полных отключений воды.

Пластиковая бутылка, которая расплавилась от горячей воды

Как назло, в одно из таких отключений воды произошла драма — мне очень хотелось пить и я решил набрать кипятка из чайника в свою пластиковую бутылку для воды. Она не выдержала такого испытания — а через несколько дней после начала випассаны каждая такая потеря воспринималась очень остро.

А ещё мне очень запомнилось единственное отключение электричества.

Последняя медитация перед сном, во время которой я так и не смог погрузиться в себя. Потому что менеджер поставил свечу на подоконник прямо перед тканевой занавеской — и я всё время подсознательно прорабатывал план спасения от пожара.

После медитации мы молча двинулись по тёмным коридорам до комнат, вышли с соседом на балкон — и рассмеялись, смотря на молнию, бьющую особенно близко к нам.

Это был тот момент, когда я очень остро почувствовал жизнь.

Природа в армянском лагере Цицернак

Ещё я не посмотрел заранее прогноз погоды и не знал, что Цицернак находится в горах.

Разумеется, там было гораздо холоднее ереванских 16—23 градусов, ливни и грозы — и я мёрз и мок в своём единственном свитшоте почти весь курс.

Зато воздух был чистым, горные облака по утрам — красивыми. А то, что час в день я качался на качелях, наблюдал за ящерицами и пчёлами, собирал шишки и просто смотрел на небо после многих лет ежеминутного чтения социальных сетей, работы и тусовок, окупало все трудности.

Самодельные стопки камней в армянском лагере Цицернак

Участников випассаны просят не заниматься никаким творчеством, чтобы не отвлекаться. Но постепенно на территории всё равно появились башенки из камней, крошечные самодельные качели из веток и батареи шишек.

Еда

Она отличается в зависимости от медитационного центра. У нас было так: на завтрак и обед нам готовили вегетарианские блюда.

И делали это потрясающе — до сих пор жалею, что не взял у поваров рецепт зелёной гречки.

На ужин новым студентам давали чай и немного фруктов. Те, кто приезжал не первый раз, пили только лимонную воду.

Когда блюда приедались, можно было развлечь рецепторы едким имбирным чаем и веганскими десертами, которые нам давали раз в несколько дней.

Голодным я почти не ходил, даже несмотря на отказ от курения.

Другие участники

Среди участников, помимо россиян и армян, было много иранцев: часть студентов, все служители, менеджер и учителя.

Как мне объяснили, в Иране запрещена випассана — и они приезжают в соседнюю Армению.

Иранские студенты впечатлили меня своим ярким и ухоженным внешним видом, упорностью в медитации и, как оказалось после снятия благородного молчания, какой-то невероятной открытостью, приятностью в общении, дружелюбием и живостью.

Пара человек почти с первых слов заверили, что у меня теперь есть вписка в Тегеране.

Несколько парней позируют на випассане
Справа налево: я, иранцы Мехрад и Петрос, Андрей

Как устроен курс

Этот раздел я не советую читать тем, кто хочет попробовать випассану в ближайшее время. В условиях молчания и отсутствия гаджетов даже небольшие изменения по ходу курса сильно сказываются, а если вы будете знать всё заранее, вам будет скучнее.

Сразу важно сказать — вам будет физически больно от медитационных поз. Через это проходят все, это нормально. Может сильно помочь разогревающая мазь.

Медитировать нужно сидя на полу, с ровной спиной — и с непривычки делать это десять часов подряд очень тяжело.

Даже заранее приобретённая специальная подушка для медитаций не спасала меня от боли: бёдра немели, ноги затекали.

Но к концу курса, с помощью ещё четырёх разных подушек, я нашел позу, в которой можно просидеть 40 минут совсем не двигаясь.

Начинается всё с анапаны — медитации, в которой нужно наблюдать за дыханием, чтобы успокоить ум. Мой ум не хотел успокаиваться все 30 часов за три дня: осознаёшь пару вдохов, дальше ум переключается на планы после возвращения в обычную жизнь.

Замечаешь это, осознаёшь ещё пару вдохов, ум беспокоится о пустой квартире и о родителях.

Одёргиваешь его, осознаёшь вдох, ум думает, что неплохо было бы набить новую татуировку — и так далее.

Примерно такая ситуация с блужданием ума у меня продолжалась все 10 дней.

Эта отвлекаемость поначалу вызывала очень много раздражения, оно достигло пика на пятый день и сошло на нет к концу курса — эмоции ушли, я стал просто осознавать то, что ум в очередной раз отвлёкся.

На десятый день меня отпустило так, как никогда прежде. То, что бесило раньше, теперь было просто фактом, который не мог меня задеть. А воспоминания о бывших, о летних вечерах, сожаления, звуки и запахи из детства — больше не отдавали болью в сердце, и воспринимались просто тем, что было.

Правда, вечно издающий звуки почёсываний сосед по медитации на пару с плохо пахнущим соседом по комнате выводили из себя до конца курса.

Резная статуя орла в армянском лагере Цицернак

На четвёрый день мы перешли к самой випассане: нужно было «сканировать» тело от макушки к ногам и обратно, вылавливая все ощущения (в основном, конечно, это была боль).

Это звучит намного легче, чем было на самом деле. У меня не получалось начать сканировать тело в дообеденные медитации — я просто сразу отвлекался на другие мысли и не уходил дальше головы.

Примерно с четвёртого дня часть медитаций также советуют выполнять «с особой решимостью» — во время них в течение часа не рекомендуется двигаться и открывать глаза. Я старался выполнять рекомендацию, но иногда всё-таки немного менял позу.

К концу випассаны грубые болевые ощущения должны смениться приятными вибрациями во всём теле, по которым нужно научиться «скользить». У меня такого почти не было, только в голове. Кто-то рассказывал, как доходил и дальше в практике, ощущая полное растворение тела.

Согласно учению Гоенки, в виде грубых ощущений в теле, наверх, из бессознательного, поднимаются «санкары» (грубо говоря, привычки) отвращения — то, что вам автоматически не нравится и то, чего вы привыкли не хотеть.

Вибрациями же вы ощущаете «санкары» влечения — то, чего вы сильно желаете.

Ни на то, ни на то не нужно никак реагировать, а просто наблюдать, не создавая себе новых острых желаний. Так выйдут все санкары, которые вы накопили за жизнь — и вы снова научитесь быть удовлетворёнными тем, что имеете.

Вот так вот.

Часовня в горной Армении

Окончание курса

На десятый день разрешают разговаривать.

Первые несколько часов и собственный, и чужой голос слышать очень непривычно, мысли путаются. Хотелось делиться эмоциями и знакомиться, но в то же время — вернуться в молчание, отдохнуть от шума и убежать от потока мыслей.

Участники, как оказалось, были очень интересными людьми: айтишники, психологи, криптотрейдеры, комики, известные блогеры, мелкие и не очень предприниматели, режиссёры. Поговорить с ними было здорово.

Вид на корпуса детского лагеря Цицернак в Армении

После разговоров было очень сложно медитировать, а к вечеру у меня, впервые в жизни, начался тик в глазах.

Чувства были как после выпускного — ощущение радостного опьянения и начала нового жизненного этапа.

На следующий день мы проснулись как обычно. Сходили на последнюю медитацию. Помогли убраться в комнатах и в общих помещениях. Затем нас накормили завтраком и выдали телефоны.

Было очень непривычно держать этот кирпич в руках и смотреть на пиксели.

В конце принято оставлять пожертвование: можно это сделать наличными (анонимно) или переводом.

Итоги

За десять дней я много раз подумал: «этот момент стоит всех страданий».

  • Когда мы ехали по серпантинам под классическую музыку в Цицернак.
  • Когда я смотрел на звёзды в 4 утра перед ранней медитацией.
  • Когда смеялся с соседом из-за грозы и отключения света.
  • Когда научился не расстраиваться отвлечению ума от медитации.
  • Когда познакомился с множеством прекрасных людей в последний день.
  • Когда возвращался назад и с восхищением смотрел на новые пейзажи вокруг.

При этом я много раз хотел уйти в первые дни, а больше всего — на пятый день, когда меня начало бесить буквально всё вокруг.

Я остался, потому что понял: если уйду, то потом буду сильно об этом жалеть. Теперь я благодарен этой мысли.

Вид на территорию детского лагеря Цицернак в Армении и на горы

Было тяжело в бытовом плане, а от медитаций — физически больно. Часто я думал, что зря провожу время. Сейчас я так не считаю.

Как это ни странно, быть отключенным от мира, сидя без телефона, не так уж тяжело — но стоит подготовиться к этому заранее и завершить все насущные дела.

Слушать Гоенку мне лично было тяжеловато, но, как он сам говорил — «всё пройдёт, аничча». Также сложно оказалось продолжить медитировать по два часа в день после курса, как нам на прощание посоветовал учитель.

Зато я не курил больше недели впервые за семь лет. Чувствую, как легче справляюсь с мимолётным стрессом на работе и в обычной жизни — реакция на раздражитель перестала быть автоматической.

Я не стал другим человеком, все мои внутренние проблемы остались на месте, и у меня не открылся третий глаз. Но существенное изменение в мышлении и мироощущении я чувствую, и мне оно нравится.

Ещё больше по теме

Популярное

Посмотреть всё

Больше полезного