В гостях у племени каннибалов: как я съездил в Папуа
И узнал, какого жить в тропическом дождевом лесу.
Непроходимые джунгли, горные массивы, где до сих пор живут племена аборигенов, коралловые рифы с богатой фауной — всё это ждёт того, кто отправится в экспедицию в Папуа. Это индонезийская провинция, которая занимает примерно половину острова Новая Гвинея.
Именно туда отправился постоянный автор ПСЖР Дмитрий Лукьянчук, который посетил уже более 160 стран. В этой статье он рассказал, с какими трудностями ему пришлось столкнуться во время путешествия по тропическим лесам и кого он там встретил.
Непростой путь от городка Агатс
Добираются до этой провинции Индонезии обычно на самолётах. Из индонезийской столицы Джакарты до нескольких крупных городов (Джаяпуры, Тимики и Соронга) есть как прямые рейсы, так и с промежуточной посадкой — на острове Сулавеси, например.
Для посещения отдалённых регионов Папуа необходимо получить специальное разрешение. Этим вопросом обычно занимается принимающая сторона — местные турагентства и гиды. Как правило, у путешественников в группах проблем не возникает.
Гражданам России для посещения Индонезии понадобится 30-дневная виза. Оформить её можно как в аэропорту по прибытии, так и онлайн, но во втором случае для оплаты пошлины понадобится карта иностранного банка.
Если захотите продлить её ещё на 60 дней, это можно будет сделать в иммиграционных офисах.
Я давно мечтал посетить папуасское племя короваев, представители которого до сих пор селятся в лесах и строят дома на деревьях. Удивительно, но всё это ещё можно увидеть воочию: познакомиться с короваями, провести некоторое время в их деревне и прикоснуться к повседневной жизни племени. И именно этим я и занимался.
Посетить племя короваев можно только с помощью проводника. Своего я нашёл с помощью гидов уже на месте — они подсказали.
Чтобы попасть в гости к короваям, мне пришлось уходить по реке от городка Агатс на лодках в глубь острова, а после идти через джунгли. Это было испытание не из лёгких: огромное количество комаров, жара за тридцать градусов, высокая влажность и ни ветерка. А ещё добавьте сюда болота, в которые можно провалиться по колено, а то и по пояс, колючий кустарник, мутные речки, которые нужно переходить вброд…
К счастью, сами короваи оказались более дружелюбными, чем джунгли. Угостили местными деликатесами, пригласили посмотреть свои дома. И жить с ними рядом можно сколько угодно. Главное — чтобы припасов хватило.
Жизнь в джунглях: ритуальный каннибализм и суровые обычаи племени
Короваи вплоть до 1980-х годов были отрезаны от остального мира, что долгое время помогало им сохранять свою культуру и традиции. До сих пор они живут маленькими общинами. Мужчины ходят только в набедренных повязках, а женщины носят юбки из древесных волокон.
Когда-то короваи были людоедами, а сейчас представители племени, контактирующие с «внешним миром», утверждают, что от этих обычаев они уже отошли. Но те, кто продолжают жить в глубине лесов, по-прежнему практикуют ритуальный каннибализм — например, считается, что для полной победы над врагом нужно съесть его мозг и печень.
Этим жестокие обычаи короваев не ограничиваются. Например, когда подходит время родов, женщин племени вынуждают уйти в лес. Для них специально возводятся небольшие хижины, где будущие матери будут находиться в одиночестве — даже если они этого не хотят.
Примерно через месяц после родов мать может вернуться с малышом к семье. Если ребёнок не выживает, то тому, кто родится после него, отрубят одну фалангу пальца — по традиции это плата за то, что духи позволили ему выжить. Об этом мне рассказали сами короваи.
Племенная кухня и главные деликатесы короваев
Питаются представители племени в основном продуктами обработки саговой пальмы. Ствол дерева дробят и разминают, промывают водой, и в результате получается что-то вроде крахмальной муки. Её используют для приготовления местного «хлеба».
Часть срубленного дерева оставляют гнить в болоте, чтобы развести личинок жука-дровосека — любимое лакомство племени. Его обязательно предложат гостям. И да, нам не удалось отказаться. Было не противно, но и не особенно вкусно.
Иногда короваи едят свинину, мясо дикого кабана или казуара (так называют вид птиц, который обитает в тропических лесах Новой Гвинеи), однако это для них скорее редкость. Я предлагал им кое-что из своих припасов, например, мёд, орехи, фрукты, но добавки никто не попросил.
Любят короваи и кузнечиков. Тех, что покрупнее, запекают две-три минуты (для этого женщины из племени специально носят с собой угли). Потом отрывают лапки и крылья, так как они жёсткие, а тельце отправляют в рот. На вкус отдалённо напоминает креветку. Но невкусную.
Впечатления от путешествия: стоило ли это того
Признаюсь, поездка в Папуа даже мне, бывалому путешественнику, физически далась нелегко. В сочетании с высокой влажностью жара оказалась очень изнуряющей. Как только я начинал двигаться, всё сразу становилось мокрым — одежду можно было выжимать. Просушить как следует не получалось (в таких условиях ничего не сохло), да и сухого хватало на пять минут.
Большую часть времени я жил в палатке, смирившись с постоянным запахом плесени и соседством с комарами, осами и шершнями. Почти каждый день лил дождь, да и просто дорога по лесу оказалась тяжёлой.
Но всё было не зря. В награду за мучения мне посчастливилось увидеть действительно аутентичную племенную жизнь. Хотя к появлению гостей здесь уже привыкли, это точно не было шоу для туристов.
Да, часть племени постепенно переселяется в деревни в поисках более цивилизованной жизни, но всё ещё сохранились те, кто хочет оставаться в лесах — как это делали их предки тысячи лет назад.