Как летать людям на коляске: все этапы от покупки билета до окончания рейса
Собрали законы, правила и личный опыт в одной инструкции.
Привет, меня зовут Наташа. В 2013 году у меня случился инсульт спинного мозга, и я оказалась буквально прикована к кровати. Но со временем я научилась пересаживаться в коляску, выходить из дома и даже ездить по миру. Сейчас на моём счету два трансатлантических перелёта и даже соло-путешествя — всё это казалось мне невозможным ещё десять лет назад.
Делать что-то новое — большой стресс. Мой первый перелёт после инсульта был очень волнительным. В голове была масса вопросов: как перемещаться в аэропорту, как проходит досмотр, как попасть в самолёт по трапу и как добраться до своего места. Сейчас я уже не переживаю на этот счёт и расскажу в этой статье про все этапы и тонкости путешествия на коляске. Эти рекомендации будут полезны и людям, которые временно ограничены в подвижности, например, из-за травмы.
Как человеку с ограниченными возможностями здоровья купить билет на самолёт
Мне удобно покупать билеты онлайн. Я смотрю все доступные варианты на нужные даты на Авиасейлс, а когда определяюсь с рейсом, то перехожу на сайт авиакомпании. Так, при покупке билета я могу сообщить перевозчику детали моей инвалидности и запросить необходимую помощь.
Мой запрос несложный, поэтому обычно всю информацию я могу передать на сайте — для меня это удобнее, чем звонить. Но если вы летите в первый раз или вам так проще, то всегда можно связаться с компанией по телефону.
Если вы хотите купить билеты через тревел-агентство, то лучше следовать такому порядку действий: сначала найдите билет на Авиасейлс, потом напишите в поддержку и получите контакты партнёра, а потом уже свяжитесь с ним и уточните детали.
Не все авиакомпании и агентства смогут выполнить запрос для людей с ограниченными возможностями здоровья, поэтому лучше всего сначала всё выяснить, а потом покупать билет.
Какие данные понадобятся авиакомпании для бронирования
Если у вас механическая коляска, то вам потребуется указать ширину, длину и высоту (в сложенном виде, если она складывается) и вес коляски.
Если вы передвигаетесь на электроколяске или с помощью электроприставки, вам необходимо указать параметры аккумуляторов этих устройств. Дело в том, что они относятся к категории «Опасные грузы» — это изделия и вещества, которые способны вызвать угрозу для здоровья, безопасности, имущества или окружающей среды (указаны в Перечне опасных грузов IATA).
При регистрации на рейс такие устройства сдаются в негабаритный багаж. Но предварительно с них нужно снять батарею и потом забрать её с собой в салон.
Пассажиру нужно иметь при себе все необходимые инструменты для присоединения и отсоединения клемм аккумулятора. А ещё паспорт на аккумулятор или батарею, где будет указана вся необходимая информация для проверки, и маркировку на самом устройстве с характеристиками.
Зачем звонить в аэропорт перед вылетом
Хотя вы и передаёте данные в авиакомпанию, за попадание пассажира на борт самолёта отвечает служба сопровождения маломобильных граждан в аэропорту. Всю информацию передадут туда. Поэтому, даже если при оформлении билета вы о чём-то не рассказали, можно позвонить в аэропорт уже после покупки и сказать, что вам нужно для комфортного перемещения по зданию и для попадания к месту в самолёте.
Звонить лучше за 48 часов до вылета. Но если вы купили билет, например, за сутки, то всё равно сообщите информацию. Так служба сопровождения будет знать о предстоящей нагрузке и сможет планировать работу сотрудников.
Номер службы сопровождения в конкретном аэропорту легко можно найти по запросу в интернете «служба сопровождения для людей с ограниченными возможностями здоровья аэропорт Х».
Согласно Воздушному кодексу РФ статья 106 пункт 11, пассажиры с инвалидностью по слуху и зрению одновременно и дети с инвалидностью в возрасте до двенадцати лет могут летать только в присутствии сопровождающего.
Какие льготы на билеты положены людям с инвалидностью
Для людей с инвалидностью существует отдельный перечень субсидированных рейсов. Как правило, для покупки нужно предоставить документы, которые подтверждают инвалидность, в некоторых случаях может потребоваться разрешение врача на перелёт. Субсидия также распространяется на одного человека, который сопровождает пассажира с инвалидностью I группы или ребёнка с инвалидностью.
При оформлении субсидированного билета создаётся бронирование на срок до 5 суток. За это время авиаперевозчик должен будет проверить ваши документы и право на получение льготы. После подтверждения информации вы сможете оплатить билет.
Сейчас подобные билеты можно купить онлайн через вкладку «субсидированные билеты» на сайтах авиакомпаний — нужно только выбрать рейс и прикрепить документы. Билеты для вас забронируют на срок проверки документов.
У каждой компании есть свой список субсидируемых рейсов, который утверждается в конце каждого года на следующий. Проверяйте такие билеты на сайтах авиакомпаний или на сайте Росавиации. Покупать их нужно заранее, потому что количество на каждом рейсе ограничено. Багаж нужно оплачивать отдельно по полной стоимости.
Каждый пассажир, имеющий право на субсидированную перевозку, может купить билеты по одному из вариантов:
не более 4 авиабилетов в одну сторону;
не более 2 авиабилетов туда и обратно;
не более 2 авиабилетов в одну сторону и не более 1 билета туда и обратно.
Что положено в аэропорту людям с особенностями здоровья
С покупкой билета разобрались. Следующий шаг — приехать в аэропорт и пройти досмотр и регистрацию.
Как попасть в аэропорт
Если вы приехали на своей машине и вам необходимо оставить её в аэропорту на время путешествия, то припаркуйте её на специально выделенных местах — их расположение можно уточнить на сайте аэропорта. Если вы покажете сотрудникам паркинга документы об инвалидности, то оставить автомобиль можно будет бесплатно.
Услуга сопровождения по аэропорту доступна от места парковки или места высадки из общественного транспорта или такси. Чтобы её получить, нужно позвонить в службу сопровождения и сообщить, где вас встретить. Сотрудники обязаны прибыть к вам в течение 20 минут после звонка. Если вы можете самостоятельно добраться до стойки регистрации, то в службу звонить не нужно.
Сопровождающий может помочь с вещами и при необходимости предоставить коляску. Если у вас нет своей коляски и вы перемещаетесь с помощью ходунков или трости, то я бы рекомендовала её запросить. Расстояния в некоторых аэропортах бывают большими, и перемещаться на коляске комфортнее и быстрее.
Все досмотры для людей с инвалидностью, включая пассажиров на колясках, — вне очереди. Досмотр проходит так же, как и у других пассажиров, дополнительно проверяют коляску специальным устройством — газоанализатором. Это делают после прохождения рамки за пару минут.
Пару раз в зарубежных аэропортах меня просили пересесть с коляски, чтобы просветить её на ленте. Но всё же чаще всего человек может пройти досмотр в коляске.
Как проходит регистрация на рейс для маломобильных пассажиров
Регистрация для людей на коляске различается в разных аэропортах. Где-то для них есть отдельная стойка (например, у «Аэрофлота» в Шереметьево), где-то человека на коляске пропускают вперёд остальных пассажиров. В аэропорту Пулково человек с инвалидностью может зарегистрироваться на рейс как на стойке, так и в комнате службы сопровождения маломобильных пассажиров. Там же можно сдать багаж.
При регистрации на рейс авиакомпания уточняет детали по коляске (её габариты, вес). А пассажира спрашивают, какая понадобится помощь: нужно ли сопровождать на коляске до кресла на борту или только до самолёта; понадобится ли коляска для передвижения в аэропорту прибытия или на пересадке.
Особенности при регистрации с электроколяской
Согласно приказу Минтранса, пассажиры с механическими колясками могут сдавать их в багаж непосредственно перед подъёмом на борт. А те, кто используют электроколяски, должны сдать их в багаж при регистрации, при этом отсоединив аккумулятор самостоятельно.
Если ваш аккумулятор не снимается без ключей, то вам необходимо привезти их с собой в аэропорт. Важный момент — вас могут попросить убрать аккумулятор в специальную упаковку в соответствии с техническими инструкциями по безопасной перевозке опасных грузов по воздуху ИКАО. Купить её нужно будет самостоятельно заранее.
К перевозке в ручной клади допускаются устройства, батареи которых соответствуют следующим параметрам:
содержание лития в литий-металлических батареях – не более 2 граммов;
удельная мощность литий-ионных батарей – не выше 100 Втч;
устройства с батареями удельной мощностью свыше 100 Втч (до 160 Втч) включительно допускаются к перевозке в количестве не более двух единиц и только при условии согласования с авиаперевозчиком. Зарядные банки и запасные батареи с содержанием лития и удельной мощностью свыше 160 Втч провозить запрещено.
Опыт пользователей электроколясок показывает, что такие коляски не всегда требуют сдавать при регистрации. Бывают случаи, когда пассажиры следовали на них прямо до борта.
Инвалидная коляска человека довольно уникальна и в идеале изготовлена с учётом анатомических и других особенностей пользователя. А коляски, которые предоставляют в аэропорту, весьма примитивны. Находиться даже непродолжительное время на коляске, которая не соответствует твоим требованиям, тяжело. Поэтому, если пользователю электроколяски удаётся проследовать на ней до самолёта — это большой плюс. Если вам всё же пришлось сдать электроколяску при регистрации, вас доставят к самолёту на коляске, предоставленной аэропортом.
Какие бирки должны быть на коляске
На вашей коляске должна быть багажная бирка (аналогичная той, которую прикрепляют на чемодан) и вторая — Delivery at aircraft. Она обозначает, что коляску должны подать прямо к самолёту. Во время регистрации переспросите, все ли бирки повешены.
Если вы летите с пересадкой, уточните при регистрации, как организуют вашу пересадку. Если вам сообщат, что будет аэропортная коляска, попробуйте убедить персонал на регистрации, что вы совсем никак не можете без своей. Я так делала, и мне подавали мою механическую. Но такое точно не провернуть с электроколяской, сданной в багаж при регистрации.
Мой совет: сфотографируйте коляску перед тем, как сдать её в багаж (это может быть на регистрации или перед посадкой в самолёт). Если её повредят во время перелёта, у вас будет доказательство, что до погрузки в самолёт она была в другом состоянии. Это поможет добиться от авиакомпании компенсации.
Как провозить электроприставки и другие приборы
К электроприставкам применяются правила, аналогичные тем, что описаны для электроколясок. Вы должны иметь при себе паспорт на аккумулятор приставки, на них должна быть маркировка. Почти все электроприставки имеют габариты, не позволяющие взять их в салон целиком. Поэтому сама приставка сдаётся в багаж, а отсоединённый аккумулятор вы берёте с собой в салон. Исключение составляют приставки с несъёмным аккумулятором — тогда вы берёте приставку с собой в салон в специальном кейсе. Но она не должна превышать разрешенные габариты ручной клади.
Вес коляски или электроприставки не входят в общий вес ручной клади или багажа. Вы провозите их бесплатно.
Если вам необходим концентратор кислорода или другое медицинское оборудование, то на регистрации у вас должны быть на руках все документы, подтверждающие технические характеристики оборудования.
Как человеку на коляске пройти досмотр после регистрации
После регистрации и получения посадочного талона вас передают в руки службы сопровождения, если сотрудник вас не сопровождал до этого этапа. Все досмотры как на внутренних рейсах, так и на международных вы сможете пройти вместе с ним.
В разных аэропортах пути следования отличаются: где-то вы будете идти параллельно с основным потоком пассажиров, где-то вас проведут через отдельный досмотр, где-то это будут замысловатые пути в обход очередей. В некоторых аэропортах предусмотрена комната ожидания для людей с инвалидностью. Если хватает времени, сотрудник службы сопровождения может назначить вам встречу в этой комнате, вы можете подождать там, а потом вместе пройти все досмотры.
Как проходит посадка в самолёт для людей на коляске
Посадка в самолёт может происходить несколькими способами:
через «рукав» (телетрап) — в таком случае вы проходите по нему к самолёту через гейт посадки;
через амбулифт — это специализированная машина, кузов которой поднимается на высоту самолёта (ко входу, где не будет заходить основной поток пассажиров). Человек может попасть в салон, не поднимаясь по ступеням трапа;
с использованием альтернативных методов (к ним приходится прибегать в плохо адаптированных аэропортах или маленьких самолётах) — по трапу на ступенькоходе или по приставному устройству-пандусу.
Непосредственно в самолёт пассажир на коляске попадает либо самостоятельно, в случае если он может пройти небольшое расстояние, либо на кабинной коляске. В неё он пересаживается сам или при помощи сотрудников службы сопровождения перед посадкой. Если до самолёта пассажир добрался на своей коляске, то её грузят в багажный отсек самолёта.
Посадка людей с инвалидностью осуществляется перед всеми пассажирами, а вот высадка — после всех.
Какие есть особенности во время нахождения в салоне самолёта
В салоне бортпроводники помогут вам разместить багаж. Обычно маломобильным пассажирам дают место у окна.
Когда я летела в США, то меня посадили в середине — на регистрации не уделили должного внимания удобству и безопасности. Мне не удалось поменяться местами с девушкой у окна, потому что она специально покупала это место. И ей пришлось перелезать через меня каждый раз, когда она хотела встать.
Сейчас на бортах даже коротких перёлетов стали появляться складные кабинные коляски, которыми можно воспользоваться для посещения туалетной комнаты. О них указано на сайтах S7 и «Аэрофлота». При этом сами туалеты стандартного размера и обычно не оборудованы специальными поручнями для удобства людей на колясках.
На трансатлантических перелётах я столкнулась с тем, что бортпроводники объединяли две смежные туалетные комнаты. Получалось удобное большое пространство, оборудованное поручнями.
На сайте «Аэрофлота» также указано, что при регистрации можно сообщить о том, что вам нужны плечевые ремни — устройства для поддержки спины во время полёта. Они могут быть полезны путешественникам, у которых плохо работает корпус. Нужно сообщить авиакомпании при покупке билета, что вам нужны такие ремни, и их доставят в самолёт перед перелётом.
Что происходит после окончания рейса
После приземления вы остаётесь на своём месте и ждёте сотрудника с кабинной коляской. У выхода из самолёта должна находиться ваша коляска (если она механическая) или коляска, предоставленная аэропортом (в случае с электрической коляской, которую вы сдали в негабаритный багаж).
Если вы летите по России, то затем вместе с сотрудником службы сопровождения идёте получать багаж. Если вы летите в другую страну, то он сопровождает вас на всех этапах, в том числе и на прохождении пограничного контроля.
Я писала о том, что человеку на коляске важно передвигаться на своей коляске, но в России вам могут отказать в этом на стыковочном рейсе, сославшись на приказ Минтранса № 24. В нём говорится, что если пересадка длится менее 4 часов, то вам могут отказать в подаче вашей коляски и предоставить только аэропортную. За границей правила отличаются в зависимости от страны.
Проговорю ещё раз: общайтесь с сотрудниками на регистрации, просите их предоставить вашу коляску на пересадке. Мой опыт показывает, что часто сотрудники аэропорта готовы пойти навстречу пассажиру.
Если вы сдавали коляску в негабаритный багаж, вам помогут её получить, распаковать и привести в рабочее положение. При необходимости сотрудники аэропорта помогут вам пересесть в вашу коляску, забрать багаж и добраться до машины, такси или автобуса.
Если собираетесь лететь со стыковкой, то лучше запланировать побольше времени на пересадку. Все манипуляции с вашей высадкой и посадкой в самолёт связаны со службой сопровождения, которая может быть занята на других направлениях. Однажды я ждала сотрудника в самолёте на высадке больше часа и чуть не опоздала на стыковочный рейс.
Какие непредвиденные ситуации могут возникнуть
Самое страшное — если по прибытии вам не подадут коляску к самолёту или она будет повреждена. Первый вариант возможен, если вашу коляску уже отнесли в здание аэропорта в зону выдачи негабаритного багажа. У меня был такой случай, это произошло, потому что на коляске не было необходимой бирки. Именно после этого я стала внимательно следить за ними на регистрации.
Другой вариант — вашей коляски нет в аэропорту прибытия. Тут вам нужно будет отправиться к стойке потерянного багажа (Lost and found) и составить заявление. Там же вам расскажут, что делать дальше. Я знаю случаи, когда в процессе общения с сотрудниками на этой стойке коляска или ходунки находились и их отправляли следующим рейсом пользователю.
Если же вам выдали поврежденную коляску, то необходимо на стойке Lost and found зафиксировать повреждения и получить бланк. Затем — на сайте или по почте отправить запрос в авиакомпанию на компенсацию и приложить бланк, полученный в аэропорту, а также фотографии повреждения. Вы должны будете обосновать сумму, которую запрашиваете. Например, это может быть счёт на покупку новой детали коляски.
О чём стоит помнить, когда планируете путешествие
Если вы путешествуете на электроколяске или с электроприставкой, перепроверьте требования авиакомпании к документам и подготовьтесь к разговору со службой предполётного досмотра. Не всегда службы достаточно осведомлены о правилах провоза этих устройств.
Если на вашей коляске есть легко отсоединяемые части, рекомендую их снять перед сдачей коляски в багаж, чтобы ничего не потерялось. На дальних перелётах, особенно за границу, я снимаю колёса, чтобы их не повредили, и беру их в салон. Они помещаются в полке наверху. Для всех деталей лучше иметь с собой тонкую сумочку, чтобы не испачкать вещи попутчиков.
Следите за бирками при регистрации: они помогут не только сориентироваться службам в точке прилёта и подать коляску ко входу, но и идентифицировать вашу коляску. Также не теряйте отрывные части бирок на билете.
Фотографируйте коляску/приставку и всё, что вы сдаёте в багаж из средств мобильности, чтобы в случае повреждения или потери у вас остались доказательства.
Перед полётом вы можете самостоятельно изучить Воздушный кодекс Российской Федерации, общие правила воздушных перевозок пассажиров, багажа, грузов и требования к обслуживанию пассажиров, грузоотправителей, грузополучателей утверждённые приказом Минтранса России от 28.06.2007 № 82 и приказ Минтранса России от 15.02.2016 № 24.
Когда будете продумывать маршрут для путешествия, то обратите внимание на интерактивные путеводители Короче от Авиасейлс. В них появился раздел «Доступная среда», в котором собраны проверенные локации для людей с особенностями здоровья в 15 российских городах: Владивостоке, Екатеринбурге, Казани, Калининграде, Красноярске, Махачкале, Минеральных Водах, Москве, Новосибирске, Самаре, Санкт-Петербурге, Сочи, Тюмени, Уфе и Хабаровске.