Как я путешествую без денег: сон на улице, попрошайничество и другие экстремальные способы экономии
Они выручают меня на протяжении уже семи лет.
Путешествия — удовольствие не из бюджетных. Чтобы добраться из точки А в точку Б, нужно потратиться на билеты, а чтобы в этой точке Б прожить какое-то время — на жильё, еду и ещё тысячу мелочей. Но иногда можно не только сократить эти траты, но и избавиться от них. Меня зовут Сергей, я веду тревел-блог и почти бесплатно побывал в 81 стране, включая Южную Корею, Францию и Исландию. Ниже расскажу о том, как мне это удалось.
Как я экономлю в путешествии
Эти лайфхаки я планомерно вырабатывал в течение нескольких лет путешествий по всему миру без гроша в кармане. Пользоваться на свой страх и риск и не пренебрегая правилами безопасности: в конце концов, здесь собран исключительно мой опыт.
Сотовая связь и интернет: бесплатный Wi-Fi в любой стране мира
Сим-карты с мобильным интернетом я никогда не покупаю: в путешествии это зачастую ненужная статья расходов. Мне вполне хватает бесплатного Wi-Fi в отелях (при этом останавливаться в них необязательно, можно просто зайти в холл). Ещё один беспроигрышный вариант — выбрать любое кафе или ресторан и подключиться к сети там. Конечно, есть приложения для поиска бесплатных точек доступа к Wi-Fi, но я ими не пользуюсь, предпочитая проверенные места: «Макдоналдс», «Бургер Кинг», «КФС» и торговые центры.
В некоторых странах, например, в Иране, в общественных местах почти нет бесплатного Wi-Fi — в таких случаях я прошу у местных раздать мобильный интернет. Для меня это обычная практика, и никто никогда не отказывает.
Транспорт: автостоп и дешёвые билеты
Я планирую свой маршрут так, чтобы минимизировать количество перелётов, и по возможности использую автостоп и разные виды попутного транспорта. За годы своих странствий мне посчастливилось поездить и на тракторах, и на мотоциклах, и на телегах. В Южную Корею, например, без самолёта попасть было практически невозможно, но в большинстве случаев получалось выбирать наземные способы передвижения. Хотя самый дешёвый авиабилет, который мне удавалось отыскать, стоил всего 243 рубля. Я летел из Рабата, столицы Марокко, в Валенсию (Испания).
Аномально выгодные рейсы можно также найти в разделе Горячие билеты на Авиасейлс — он обновляется каждый день.
Также я хожу пешком и порой пользуюсь гидростопом — это то же самое, что автостоп, только на воде. Он отлично подходит для посещения стран Карибского бассейна: одни мои знакомые таким образом добрались из Франции в Латинскую Америку, договорившись с командой какого-то частного корабля. При этом доверие водителей и капитанов судов в основном зависит от состава группы: девушкам или парам, по моему опыту, помогают гораздо охотнее, чем парням.
Проживание: ночёвки в палатке и каучсёрфинг
Чтобы сэкономить на размещении, в основном я пользуюсь каучсёрфингом (то есть бесплатно останавливаюсь у других путешественников дома). Для поиска хостов есть специальное приложение Couchsurfing, ежегодная подписка на которое стоит около 1 790 рублей — очень бюджетно, если сравнивать с ценой за ночь даже в самом дешёвом хостеле.
Ещё я всегда беру с собой палатку с лёгким спальником — это идеальный вариант для путешествий летом или в тёплые страны, хотя современные модели подходят даже для холодного времени года. При этом весят они не так много, примерно полтора килограмма, так что таскать с собой гигантский рюкзак не приходится.
Еда: просроченные продукты и социальная поддержка
Дешёвые продукты из местных супермаркетов или блюда с истёкшим сроком годности — это стандартный рацион экономного путешественника. Но чаще всего я ничего не покупаю в поездках: я фриган, то есть стараюсь не поддерживать индустрию производства продуктов, поэтому иногда доедаю за людьми на фуд-кортах (вариант не для брезгливых). А ещё меня всегда кормят в дороге. Водители, которые берут пассажиров, делятся едой, хотя важно помнить: никто никому ничем не обязан. Просто сформировалась определённая культура, согласно которой человеку без денег желательно помочь — и многие откликаются.
Если нужно поесть уже на месте назначения, я обращаюсь к менеджеру или администратору кафе и показываю табличку с текстом: «Здравствуйте, я путешествую без денег, объехал столько-то стран. Можете ли дать любую еду? Я просто хочу поесть».
В 95 процентах случаев мне улыбаются и дают еду или деньги на дорогу, иногда даже фотографируются.
В Европе к такому методу приходится прибегать реже, так как государство финансирует столовые и шелтеры для нуждающихся. Так, у меня есть карта бездомного от итальянской волонтёрской организации Opera San Francesco: она позволяет бесплатно есть дважды в день, принимать душ, получать новую одежду и обращаться к врачам. Но это, конечно, подойдёт не всем.
Достопримечательности: ноль евро за билет в Диснейленд и Лувр
Моя цель — посетить все Диснейленды мира бесплатно. Таких парков шесть: два в США, два в Китае и по одному в Японии и Франции. Я уже побывал в трёх из них: в Париже мне удалось проскочить за кем-то через турникет (они напоминали те, что в метро). В Гонконге я пытался договориться с охранниками, чтобы они пропустили меня бесплатно, но безуспешно. По счастливой случайности на выходе я встретил мужчину, очень похожего на меня, и попросил у него билет. Поскольку перед посещением парка для верификации сотрудники фотографируют гостей, благодаря схожей внешности получилось спокойно пройти «повторный» контроль.
Кроме того, музеи часто предлагают свободный вход в определённые дни месяца, эта информация есть на официальных сайтах организаций. Лувр, например, можно посетить бесплатно каждую первую пятницу месяца, помимо июля и августа, после 18:00. Если же другого выхода нет, я подхожу к людям в очереди и прошу их добавить мне на билет — в большинстве случаев они соглашаются помочь.
Лекарства: бесплатная медицина и Красный Крест
В путешествии приходится лечиться так же, как и дома. Разница лишь в специфике заболеваний: я переносил малярию, брюшной тиф, а также сталкивался с подозрением на гепатит. Аптечка с базовыми медикаментами всегда со мной, но если требуется что-то большее, то часто нужные лекарства стоят копейки, особенно на Ближнем Востоке и в Азии.
Сейчас я живу в Южной Корее, довольно дорогой в принципе стране, но даже здесь пачка таблеток от расстройства ЖКТ стоит меньше, чем «Сникерс».
При серьёзных заболеваниях я всегда обращаюсь в больницы, хотя у меня нет страховки: бесплатная медицина есть почти везде. Например, в Южной Корее действует программа Красного Креста для всех, включая мигрантов и беженцев, которая покрывает большую часть обследований и операций. А в Индонезии подписчики помогли мне собрать деньги на процедуры прямо во время трансляций в «Тиктоке» (вышло около 300 долларов). В Европе и США я с таким не сталкивался, но, по рассказам друзей, при неоплате счёта в больнице там могут депортировать. Впрочем, умирать на улице всё равно никто не бросит.
Аналоги привычных лекарств за границей
Как я планирую свои поездки с 5 000 рублей в кармане
Логистика проста: я делю мир на регионы — Юго-Восточная Азия, Центральная Азия, Европа, Африка — и езжу автостопом. Если это невозможно, коплю на авиабилет или стараюсь найти какой-то другой попутный транспорт. Таким образом я проехал весь Евразийский континент от Португалии до Чукотки, включая Магадан, Камчатку и Анадырь. Иногда терял голос от холода, но в итоге всё равно добрался до пункта назначения. После была Армения, Иран, Пакистан, Китай, Лаос, Таиланд, Малайзия, Сингапур — продолжать можно долго.
В поездках у меня нет средств «на всякий случай». Я выехал из Москвы в 2018 году с 5 000 рублей на карте, без дома, без семьи, без точки возврата: если путешествуешь так, нигде в мире тебя не оставят голодным (разве что в джунглях). Ездить без денег — это прежде всего умение выкручиваться.
Как-то раз на Мальте у меня не было денег на офлайн-регистрацию на рейс. Я ходил по аэропорту, показывал бумагу с суммой и просил помощи — за 15 минут собрал нужные 55 евро.
К слову, знать местный язык вовсе не обязательно, да и выучить языки более 80 стран, где я был, невозможно. Главное — зазубрить базовые фразы на английском (или скачать переводчик), использовать язык жестов и уметь улыбаться. Так что, если вам нравится — учите, не нравится — едьте в путешествие без языка. Нет денег — едьте без денег. Нет рюкзака — едьте без рюкзака. Вам в первую же неделю его подарят, видя, что вы идиот и поехали без рюкзака. У меня были такие случаи.
Безопасно ли ездить без денег
Да, но всё зависит от страны: порой это даже безопаснее, чем жить в своём родном городе. В Европе существуют различные социальные программы, а в Азии люди охотно делятся едой и вещами, хотя есть, разумеется, и опасные направления.
За почти 10 лет путешествий я сталкивался со всяким, включая харассмент, угрозы оружием и арест из-за своего вида, который полицейские сочли подозрительным (это было в Иране и совсем не так плохо, как может показаться: за три дня в тюрьме мне удалось даже поиграть в волейбол). Основное правило — знать, куда едешь, быть осторожным и уважать законы местных стран.
Что лучше: соло-путешествия или совместные поездки
Всё зависит от человека. Мне, любящему общение, проще с попутчиками, хотя часто приходится ездить в одиночестве. Это легче: не нужно ни под кого подстраиваться или идти на компромиссы. Мои последние серьёзные отношения закончились в 2018 году, но я мечтаю путешествовать с парой, чтобы делить с ней радость от увиденного и вдохновляться её эмоциями. Потому что сейчас Эйфелева башня и другие значимые достопримечательности для меня — всего лишь точки на карте: профессиональная деформация.
Кроме того, в некоторых странах (например, Иране, Пакистане, Индии) соло-трип может оказаться небезопасным, так что вдвоём будет легче справляться с трудностями и решать проблемы. Но у всех форматов есть свои достоинства и недостатки.
Что я беру с собой, чтобы выжить в любых условиях
Из вещей я всегда имею при себе рюкзак, палатку, спальный мешок, пенный коврик, минимальный комплект одежды (штаны, шорты, несколько пар носков и нижнего белья, куртку). Чем легче рюкзак, тем комфортнее путешествовать. Зачем мне брать лишнее, если всегда можно попросить или найти на мусорке?
Спальный мешок и палатка пригождаются даже при +5 °C. Без них беспокойство о ночлеге неизбежно, а с ними можно расслабиться и грамотно спланировать маршрут.
Также я обязательно беру телефон и паспорт (хотя есть и те, кто ездят без него, что создаёт кучу проблем). Страховка? Большинство путешественников без денег её не имеют: она стоит сотни долларов, а такие расходы им и мне не по карману. Лучше захвачу с собой необходимый набор медикаментов и отложу средства на случай, если придётся обратиться к врачу.
Перцовый баллончик и другие средства самозащиты — это хорошая идея, но при пересечении границ такие вещи всегда конфискуют, так что большого смысла в их наличии я не вижу. Просто стараюсь избегать опасных ситуаций, решать конфликты словами и убегать, если нужно.
На чём я никогда не экономлю, даже если очень хочется
На документах и визах, потому что без них не обойтись. При лучшем раскладе меня просто не пропустят через границу, при худшем — отправят в депортационную тюрьму и закроют въезд в эту страну. Также на всякий случай я оформил второй загранпаспорт.
Экономить на здоровье — тоже плохая идея, потому что она может привести к ещё более печальным последствиям. В Пакистане меня с брюшным тифом приняли в больницу только после долгих объяснений, что денег у меня нет. В итоге вылечили бесплатно, но шанс на это был очень мал. Рисковать не рекомендую.
Какие страны я могу посоветовать для бюджетного путешествия, а каких лучше избегать
Поделюсь списком стран для бюджетного путешествия и теми направлениями, которые лучше оставить для путешествия в большой компании или пакетных туров.
Топ тёплых страны для поездки с минимальным бюджетом
- Вьетнам. В этой стране очень доступное жильё и дешёвая еда. Например, мои знакомые живут на деньги от сдачи комнаты в Санкт-Петербурге за 15 000 рублей. Этого им хватает на аренду квартиры, питание и даже простые развлечения.
- Таиланд. Он чуть дороже, чем Вьетнам, но всё ещё подходит для поклонников экономии. Даже если нет возможности снять жильё, здесь не пропадёшь.
- Камбоджа, Индия (Гоа) и Лаос. Варианты без такой развитой инфраструктуры и на любителя. Зато там тоже очень бюджетно. Из минусов — в Камбодже и Индии россиянам понадобится виза.
Страны, в которые не стоит ехать, если у вас мало или совсем нет денег
- Китай. Сложное направление, потому что автостопом передвигаться практически невозможно (местные редко останавливаются, что я выяснил опытным путём), еда чересчур непривычная, а бесплатный Wi-Fi почти не работает без VPN.
- Пакистан, Индия (не Гоа) и Бангладеш. Просто не советую, если не хотите нарваться на неприятности. К тому же здесь будет сложно попросить у кого-то помощи, если что-то случится, потому что население довольно бедное.
Какой опыт я приобрёл за это время: плюсы и минусы бесплатного туризма
Представьте, я побывал в 81 стране без денег, путешествуя через платформу Couchsurfing. Сам я тоже принимал гостей, но чаще останавливался у других. К слову, это были не только каучсёрферы: некоторые просто подбирали меня на улице или знакомились в пути и приглашали к себе, а порой пригождались даже приложения для знакомств.
Про позитивный опыт можно говорить бесконечно. Главное, что путешествия без денег ничем не уступают поездкам с бюджетом с точки зрения безопасности, а в плане общения даже выигрывают. С деньгами ты ведомый: оплатил тур, сидишь в отеле под кондиционером и почти не выходишь за пределы этой зоны комфорта. В режиме экономии же постоянно взаимодействуешь с разными людьми: в Сингапуре, например, меня принимал хост с очень дорогой квартирой, в Эстонии — дизайнер интерьеров с пожизненной скидкой на блюда в одном из итальянских ресторанов, которому он делал подсветку. А в Марокко я, наоборот, жил в доме, где вместо пола была просто утрамбованная земля.
Конфликтные ситуации случались редко, но даже этот опыт я не назвал бы плохим — скорее, некоторые направления просто требовали иного подхода. Например, в бедных странах автостоп развит лучше, а с гигиеной там сложнее. В развитых же чувствуешь себя в полной безопасности, но могут возникнуть проблемы с поиском средств передвижения.
Как путешествовать, если жадный
🎨 Автор иллюстрации к статье — Олег Бородин.